Лекция 6. Учащиеся в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории (вариативные дидактические карточки на уроке в начальной школе)

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать

• определение и особенности индивидуальной траектории учения;

• значение технологии обусловленного выбора в индивидуализации обучения;

• предназначение и основные функции вариативных дидактических карточек в учебном процессе;

уметь

• анализировать проблемы индивидуализации в современной массовой школе;

• сопоставлять роль учителя и ученика в технологии обусловленного выбора;

• различать диагностическую, дидактическую и развивающую составляющую в технологии использования вариативных дидактических карточек в учебном процессе;

владеть

• навыками использования вариативных дидактических карточек в качестве средства психологической диагностики учащихся в учебном процессе.

Современное образование, чтобы быть действительно эффективным, должно максимально учитывать индивидуальность каждого ученика, его интересы и потребности, видеть в ребенке активного субъекта обучения. Однако в условиях традиционного обучения едва ли можно всерьез говорить о реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, об учете и использовании его интересов и потребностей, его личной активности. При такой системе обучения ученику полагается, прежде всего, быть таким же, как все, подчинять свои интересы требованиям учебной программы. Ему остается роль лишь пассивного исполнителя воли учителя, поскольку его собственная активность рассматривается как помеха.

Обеспечить баланс между универсальными требованиями учебной программы и индивидуальными интересами и потребностями в обучении каждого ученика позволяет технология обусловленного выбора. Суть ее заключается в том, что учитель организует условия выбора с учетом целей и задач учебной программы, а ученик осуществляет самостоятельный выбор на основе собственных интересов и потребностей. Организуя ситуацию выбора на уроке, учитель тем самым предоставляет возможность каждому ученику проявить свою индивидуальную избирательность. Иными словами, выбор обеспечивает возможность для реальной индивидуализации обучения в условиях массовой школы. При этом профессиональная активность учителя и личная активность ученика не противоречат, а дополняют друг друга. Через свой выбор каждый ребенок имеет возможность реально влиять на то, что и как он изучает, а следовательно, становится подлинным субъектом обучения.

Ситуация выбора может служить в руках учителя мощным средством психологического анализа, которое позволяет ему отслеживать не только движение ребенка в учебном материале, но и динамику его отношения к обучению в целом и к себе как к ученику. В ситуации выбора проявляется и развивается индивидуальная траектория учения – индивидуальный путь ребенка в процессе освоения им учебного материала. Поскольку путь этот при использовании технологии направленного выбора определяется не только усилиями учителя, но и собственной активностью (избирательностью) ученика, то можно говорить, что индивидуальная траектория учения отражает реальное соотношение обучения и учения. Кроме того, она показывает динамику изменения учебно-познавательных интересов ребенка, его предпочтений к содержанию и виду учебного материала, форме и способу выполнения учебных заданий, а также динамику изменения его самооценки и мотивации в учебном процессе. Изучая и опираясь на индивидуальную траекторию учения ребенка, учитель может своевременно и профессионально оказывать психологическую и педагогическую поддержку этому ученику.

Как же учителю работать с этой самой индивидуальной траекторией учения? Как выявить и использовать ее в учебном процессе? Одним из возможных путей может служить использование на уроке вариативных дидактических карточек. Важно, что изучение учащихся в процессе овладения ими программным материалом проводит сам учитель (а не школьный психолог), проводит в естественных для детей условиях и "без отрыва" от учебного процесса. Кроме того, использование вариативных дидактических карточек позволяет учителю реально осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику на обычном уроке в условиях массовой школы. Существует определенная методология работы с вариативными дидактическими карточками.