Тьюторская деятельность

Тьютор в переводе (от англ. tutor) означает "домашний учитель, наставник, опекун, репетитор". В Англии тьюторское сопровождение признано "ключевым методом университетского образования" и ценнейшим средством персонального руководства студентами. Тьюторство существует со времен Оксфордского и Кембриджского университетов (XII–XIII вв.). К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая главным образом за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образовательные функции. Тьюторская система официально признается чисто английской университетской системой, постепенно вытесняя профессорскую. В течение XIII–XIV вв. (только в старейших университетах страны) тьюторская система занимала центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни.

Под тьюторской системой подразумеваются регулярные занятия 1–2 студентов (в новых университетах – 5–6) с преподавателем-тьютором на протяжении всего курса обучения. Каждый студент считается официально прикрепленным к тьютору, который следит за его учебой, жизнью во время пребывания в университете, производственной практикой. Тьютор рассматривается не только как преподаватель, но и как наставник, помогающий студенту развивать способность мыслить, вырабатывать интеллектуальные умения. Тьютор держит в поле зрения успеваемость и формирование личности студента как специалиста.

В отечественных вузах и школах началось освоение практики тьюторства в начале XXI в. Новые требования к школе требуют и новых форм работы. Безусловно, полезно общение в обстановке тьюторского занятия студента с ученым, обладающим высокой квалификацией. Однако внедрение тьюторства в массовых масштабах пока не осуществилось. Возникают проблемы с оплатой тьюторам, с их профессиональной подготовкой.