Лекция 3. ТВОРЧЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать мировоззрение декабристов; функцию ключевых понятий, слов-сигналов в творчестве декабристов; стилевые разновидности их лирики;

уметь характеризовать творчество декабристов, его жанровую и сти – левую систему; видеть, как мировоззрение отражается в художественном творчестве; находить черты декабристского мировоззрения у литературных героев рассматриваемого периода;

владеть представлением о декабристском типе личности; способностью применять знания по истории к анализу литературных явлений.

Декабризм – огромное и неоднородное мировоззренческое и художественное явление. Исследователи говорят о двух основных течениях в рамках декабристской литературы. Одно из них связано с именами П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера, А. С. Грибоедова, другое – с А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым. Представители обеих ветвей декабристской литературы одинаково понимали задачи поэзии, разрабатывали героическую тематику, были солидарны и в национально-освободительном пафосе своих произведений. Однако понятие народности трактовали по-разному. Так, П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер понимали народность как "простонародность" и народно-национальный колорит. Для К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева главным был национальный пафос темы, а народно-национальному колориту они не придавали сколько-нибудь существенного значения. Неодинаково трактовалась и проблема личности, которая Катениным и Кюхельбекером понималась как воплощение сущностных черт национального духа, проявление самых ярких национальных черт в индивидуальности, а Рылеевым и Бестужевым – как человеческая и психологическая индивидуальность, при этом сама личность приобретала явно байронические черты. Расходились поэты-декабристы и во взглядах на некоторые черты поэтики: Катенин, например, возражал против использования аллюзий (эта его позиция ярко проявилась еще в спорах с В. А. Озеровым об аллюзиях в трагедии), Рылеев же в своей творческой практике опирался на аллюзии (вспомним его "Думы").

Творчество декабристов было обусловлено идеологическими установками и нравственной позицией. Их лирика подчеркнуто гражданская. В основе убеждений декабристов лежит стремление к общему благу, вера в возможность справедливого переустройства мира. В программном документе – "Законоположении Союза благоденствия" – были сформулированы основные направления и формы деятельности декабристов, требования к личности члена общества. Декабристы называли себя "детьми 1812 года". Два чувства определяли личность декабриста: стыд за собственное положение и ответственность за судьбы страны. Сочетание этих чувств вело к действию, к разрыву с установившимся, традиционным порядком вещей. Многие декабристы самим образом своей жизни пытались устанавливать новый тип отношений с крестьянами, солдатами, окружающими их людьми. Н. А. Бестужев в воспоминаниях о К. Ф. Рылееве передает разговор последнего с матерью, где поэт объясняет причины, побудившие его оставить военную службу: "Что меня ожидало в военной службе? Может быть, военная слава, может быть, безвестная смерть; но в наше время свет уже утомился от военных подвигов и славы героев, приобретаемой не за благородное дело помощи страждущему человечеству, но для его угнетения. Суворов был великий полководец, но слава его бледнеет, когда вспомним, что он был орудием деспотизма и побеждал для искоренения расцветавшей свободы Европы. Должен ли был я, получив эти понятия, оставаться в военной службе? Нет, матушка, ныне наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призвание выше, – я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастие соотчичей, для исторжения из рук самовластия железного скипетра, для приобретения законных прав угнетенному человечеству – вот будут мои дела. Если я успею, вы не можете сомневаться в награде за них: счастие россиян будет лучшим для меня отличием. Если же паду в борьбе законного права со властью, ежели современники не будут уметь понять и оценить меня – вы будете знать чистоту и святость моих намерений; может быть, потомство отдаст мне справедливость, а история запишет имя мое вместе с именами великих людей, погибших за человечество. В ней имя Брута стоит выше Цезарева – итак, благословите меня!"

Декабрист – человек действенного добра. Слово и поступок для него – равнозначные формы деятельности. В "Законоположении Союза благоденствия" записано: "Распространение принятых Союзом правил производится: личным примером, словом и письмом". При этом слово само но себе становится поступком, так как через него распространяются идеи, воззрения. Слово декабриста – слово действенное, а потому к нему – особое отношение.

Круг поэтов-декабристов распадается после восстания 1825 г. Его представители оказываются за пределами литературной жизни, из-за ужесточения цензуры становится невозможной разработка тем, мотивов и проблем, интересовавших их. Однако и сама художественная практика показывала необходимость пересмотра ряда творческих позиций, свидетельством чему были, например, споры Пушкина с Рылеевым по поводу "Дум", а с Бестужевым – о поэтике прозы. По сути, это была полемика о необходимости формирования новых подходов к изображению истории и иного – реалистического – типа художественного мышления в литературе. Многие поэты-декабристы вернутся в литературу: в 1836 г. анонимно будет опубликована драма Кюхельбекера "Ижорский", в 1830-х гг. иод псевдонимом Марлинский начнет публиковаться Бестужев. В их произведениях останется протест против насилия, герой по-прежнему будет свободной, независимой личностью, но революционный пафос исчезнет.