Творческие индустрии

Творческие индустрии — феномен, получивший распространение с появлением так называемого постиндустриального общества в тех европейских странах, откуда крупная промышленность ушла в страны с более дешевой рабочей силой. Острый экономический и социальный кризис, сопровождавший уход промышленности, сыграл роль катализатора, заставив правительства таких стран, как Великобритания, внимательно отнестись к креативной экономике прежде всего как к альтернативному источнику занятости населения. Однако уже сейчас во многих странах, идущих по пути развития креативной экономики, экономический эффект творческих индустрий начинает приобретать заметные масштабы.

Важно запомнить!

Особенность креативной экономики заключается в том, что все виды деятельности, классифицирующиеся как творческие индустрии, существовали задолго до появления этого феномена индустрии заключается в том, что они часто аккумулируются территориально в одном месте, образуя "творческие кластеры". Эти кластеры могут быть как однородными, так и разнородными. Занимают они, как правило, бывшие промышленные зоны, ныне пустующие, и постепенно "обживают" эти заброшенные кварталы. Находящиеся вдали от центральной части города, эти кварталы, зажив творческой жизнью, начинают привлекать к себе людей, поскольку их производственная деятельность удачно сочетается с презентационной. Став местом притяжения, они "обрастают" магазинчиками, кафе. Публика охотно посещает эти места, сочетающие экзотику индустриального пейзажа с уютной творческой атмосферой. Бывшие промышленные постройки зачастую оказываются прекрасным фоном для произведений современного искусства. Чарльз Лэндри в своей книге "Креативный город" остроумно назвал творческие индустрии "боевым отрядом возрождения городов". Действительно, в результате их деятельности в черте города, вместо проблемной, заброшенной, разрушающейся промышленной зоны — приюта для бездомных бродяг и криминальных лиц, — появляется ухоженный цветущий квартал, с развитой инфраструктурой и особой творческой изюминкой. Бывает так, что данный квартал в результате заселяется довольно богатыми людьми, цены на недвижимость растут, и "боевой отряд возрождения городов" переселяется в новую промышленную зону, снова становясь новой "точкой роста". Пет нужды объяснять, какой интерес представляют творческие индустрии для формирования привлекательной культурной среды.

Проблема постиндустриального развития городов начинает заявлять о себе и у нас в России. Заброшенная фабрика, завод нередко составляют часть "ландшафта" наших больших и малых городов. В Москве, Санкт- Петербурге и других крупных городах уже существуют творческие кластеры. Самые первые появились в Москве. Это ЛНр1ауу кластер архитекторов и дизайнеров, занявший в 2005 г. здание фабрики "Красная Роза", а затем переселившийся на бывший завод "Манометр"; это кластер исполнительских искусств "Фабрика", занявший фабрику деловых бумаг; это кластер художественных галерей "Арт-стрелка", расположившийся в бывших гаражах фабрики "Красный Октябрь". И если первые творческие кластеры появились лишь благодаря частной инициативе, то сейчас государство начинает проявлять в них заинтересованность: правительство Москвы планирует передать обширную территорию, прилегающую к реке Яузе, под "Культурный квартал". В настоящее время идет разработка проекта.

Еще одно важное обстоятельство делает существование творческих кластеров достойным государственной поддержки: помимо коммерческих целей, творческие кластеры проявляют тенденцию к осуществлению образовательных программ: "в московском Центре дизайна Агф1ау, где находятся известные дизайнерские и архитектурные бюро, сегодня также активно развивается выставочная и образовательная деятельность. Ежегодно на 6000 м2 площадей собственных залов проходит более 50 крупных выставочных проектов, в том числе ставящих перед собой задачу поддержки молодых художников, дизайнеров, фотографов. На территории Лгф1ау работают Британская высшая школа дизайна, архитектурная школа "МАРШ", Московская школа нового кино, курсы иностранных языков, фотостудия, Мастерская индивидуальной режиссуры, Детский клуб, регулярно проводятся мастер-классы и семинары, лекции по дизайну, архитектуре и современному искусству, а также социальные и благотворительные проекты"[1].

Поддержка государством творческих индустрий может выражаться в таких мерах, как льготная аренда, малое кредитование, бизнес-консультирование. Заслуживает внимания опыт Великобритании, где в качестве государственной поддержки созданы специальные агентства, осуществляющие посредническую функцию между творческими кластерами и городскими властями. Михаил Гнедовский, директор Института культурной политики, выделяет некоторые функции творческих индустрий, в которых заинтересовано государство: "Поддержка молодых, начинающих творческих предприятий па уровне муниципальной власти не только решает множество социально-экономических проблем (трудоустройство, развитие городской среды, возрождение заброшенных районов и др.), но и одновременно обеспечивает постоянный приток новых сил и новаторских идей, необходимых для постиндустриальной экономики. Ведь очевидно, что в мире творческих индустрий существуют свои гиганты — телевидение, кинопроизводство или крупные корпорации, такие как Microsoft. Однако для их существования требуется огромное количество небольших независимых компаний, ведущих поисковую экспериментальную работу в различных творческих областях. Их идеями и услугами в значительной мере питаются гиганты"[2] .

Согласно данным, приведенным в открытом докладе британского правительства Creative Industries Mapping Document, творческие индустрии в конце 1990-х гг. обеспечили в Великобритании занятость более одного миллиона человек, что составило 4% от всего трудоустроенного населения страны. Для сравнения: в сельском хозяйстве в этот же период было занято менее 1,5% трудоустроенного населения.

Еще на одну функцию творческих индустрий указывает М. Гнедовский. Вместе с Э. Макилроем он утверждает, что постиндустриальная экономика вывела на арену истории новый "творческий класс". "Это независимые профессионалы, которые не ориентированы на корпоративную карьеру, они свободно мигрируют между компаниями и городами, выбирая места с наиболее благоприятными условиями для жизни и работы. Для них принципиальна определенная “плотность” культурной среды, творческая обстановка и атмосфера толерантности. Они объединяются в неформальные сети, которые для них важнее, чем формальные организации. Именно к этому классу относятся и представители творческих индустрий — художники, артисты, писатели, дизайнеры, включенные в разнообразные творческие проекты. Важной характеристикой творческих индустрий является их предпринимательский дух. Как заметил Э. Макилрой, развитие предпринимательства в форме творческих индустрий — это попытка вернуть творчество в сферу культуры. В самом деле, когда-то организации культуры и искусства обладали монополией на творчество, но теперь творческий подход активно развивается и в других сферах — в бизнесе, в науке и технике, в управлении городами".

Из практического опыта

В Великобритании, США и других странах, идущих по пути постиндустриального развития, поддержка сектора творческих индустрий является одним из приоритетов государственной политики, и практика показывает, что она дает ощутимые результаты.

В США в 2001 г. доля сектора творческих индустрий в ВВП составляла 5,2%, а уже в 2006 г. — 11,12%. Число занятых выросло соответственно с 5,9 до 8,49%. Как видно, за пять лет вклад творческих индустрий в ВВП вырос больше чем в два раза, а количество занятых увеличилось на 43,9%. В творческие индустрии за период с 2003 по 2008 г. в США была инвестирована сумма в 31 млрд долл., что составило 3,3% от всех инвестиций в экономику страны. В 2008 г. благодаря инвестициям в 4,5 млрд долл. в этом секторе было создано дополнительно 20 000 рабочих мест[3]. Столь внушительный размер инвестиций, вложенных в творческие индустрии в год, когда разразился мировой экономический кризис, свидетельствует о той серьезной ставке, которую делает правительство США на творческую экономику.

Осуществляя политику поддержки творческих индустрий, государство и местные власти выстраивают:

систему государственного заказа (государственного потребления);

маркетинговую и социальную стратегию, предусматривающую государственную закупку товаров для социально незащищенных групп населения;

систему налоговых и иных льгот[4], стимулирующих инвестиционную деятельность, благотворительность, меценатство, добровольческую деятельность, предпринимательство в культуре;

региональные и муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса, что позволяет привлекать в сектор творческих индустрий инвестиции и кредиты, дает право пользоваться безвозмездными субсидиями при открытии бизнеса.

Сфера культуры имеет свое ядро — традиционные культурные институты, традиционную художественную культуру, искусство. Искусство существует по своим законам, к нему неприменимы никакие экономические модели — ни рыночные, ни плановые. Единственный мотив творчества — это самовыражение художника. Нельзя требовать от творца расчета прибылей и убытков. Единственная задача общества и государства — дать ему свободно творить. Почему общество заинтересовано в его творчестве? Потому что художественная культура, искусство, наряду с наукой, - основа генезиса общества. Сиюминутной рыночной прибылью невозможно измерить изменение генезиса. Его нужно сохранить, дать ему развиваться. Это то, что общество обязано сделать, иначе оно обречено на деградацию. И тогда развивать экономику будет уже некому.

Но сфера культуры — это не только ядро общества. Сюда входят и прочие элементы, природа которых не столь консервативна, и чем дальше от центра к периферии сферы, тем больше может быть разных вариаций соединения творческих и коммерческих мотивов. Вот на этой периферии и находятся творческие индустрии. Их преимущества — в малых размерах, подвижности и приспосабливаемое™. Очевидно, что творческие индустрии обязаны своим существованием традиционным культурным институтам и образовательным учреждениям культуры. Это, образно говоря, почва, на которой они растут. Однако справедливо не только то, что творческим индустриям нужны традиционные культурные институты, но и обратное утверждение. Создавая рабочие места, они, во-первых, отчисляют средства в бюджет государства в виде налогов (а дальнейшее перераспределение средств в поддержку учреждений культуры — это уже забота государства), а во-вторых, они могут собираться в своего рода культурные кластеры вокруг этих самых театров, музеев, библиотек и филармоний, составляя вместе с ними (при разумном руководстве) общее культурное поле. Эта ситуация при творческом менеджерском подходе может дать массу нестандартных решений, стимулировать необычные совместные проекты, популяризирующие традиционное искусство, создать приток к этому искусству новых идей, новой аудитории.