Туринг-клуб и Российское общество туристов

Общероссийское движение велосипедистов, как и других любителей спорта, носило характер общественного, клубного объединения. Однако масштабы его деятельности и количество участников переросли рамки элитарного клуба, превращаясь в массовое туристское движение. Особенность формирования туризма в России состояла в том, что процесс шел по двум сближающимся линиям. С одной стороны, в пространстве коммерции формировался потенциал туристских регионов, вырабатывался сервис гостеприимства, отельный и ресторанный бизнес, создавались новые средства передвижения, соответствующие формату массового туризма. С другой стороны, интерес и вкус к путешествиям вырабатывались в ходе увлечения техническими видами спорта, оформлялись в виде клубов и обществ.

В клубном движении решающую роль сыграла инициатива туристов-велосипедистов, общество которых стало основой для создания первого в России туристического объединения. В 1901 г. Общество велосипедистов-туристов было реорганизовано и переименовано в Российское общество туристов (далее – РОТ), которое включало в себя уже не только велотуризм, но и все прочие существовавшие виды туризма. В рамках данного общества организовывались спортивные выставки, разрабатывались различные туристические маршруты, как пешие, так и велосипедные, проводились походы и гонки между представителями разных клубов. Особой популярностью пользовались велосипедные маршруты по Крыму и Кавказу. Правда, до момента реального объединения всех видов туристских клубов прошло еще несколько лет. Энтузиазм любителей путешествий только нарастал. Лидерами этого движения были горные туристские клубы и объединения велосипедистов.

Движение за объединение туристских клубов в 1901– 1903 гг. шло в процессе обсуждения общего устава и общей модернизации туризма. Русский Туринг-клуб объединял энтузиастов туризма и дистанцировался в равной степени как от коммерческого направления туризма, так и от профессионального спорта. В уставе РОТ целью создания общества заявлялось "содействие распространению в России туризма во всех его видах, без различия способов передвижения", "ознакомление участников с разными местностями России посредством путешествий, экскурсий и прогулок; развития всех видов полезного спорта" (Устав РОТ. СПб., 1913. С. 1, 3). Таким образом, с самого начала РОТ позиционировалось как общественное самодеятельное движение, без постановки каких-либо коммерческих целей. Главой русского Туринг-клуба и затем РОТ стал Николай Андреевич Шарио, страстный энтузиаст путешествий. Поздравляя своих единомышленников по РОТ с новым 1902 г. он писал: "Почему же не все русские люди – члены Российского общества туристов? Ведь общая наша задача и цель – познавать родную страну и через это научиться любить ее – достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест" (Русский турист. 1902. № 12. С. 4).

Российский Туринг-клуб представлял собой разветвленную сеть местных туристских обществ, имел представительство в 135 городах России, а в 1903 г. представительства клуба имелись уже в 174 городах России, а также в некоторых зарубежных странах. Объединение туристских организаций в масштабе страны дополнялось выходом на международный уровень. В начале XX в. русский Туринг-клуб вступил в международную Лигу туристских обществ, заключил договоры о сотрудничестве с 12 зарубежными туристскими организациями, имел свои представительства в 8 городах за границей. Помимо прежнего журнала "Велосипедист" Туринг-клуб начал издавать более серьезный - "Ежегодник", который служил одновременно справочником по велосипедным маршрутам. Публиковались и брошюры с отдельными описаниями наиболее популярных маршрутов. К началу XX в. было освоено 12 маршрутов, не все из которых являлись велосипедными. Количество членов Туринг-клуба достигло 5 тыс. членов, что значительно превысило членство во всех других клубах, хотя, разумеется, было совершенно недостаточно для всей России.

С января 1899 по 1912 г. выпускался ежемесячный журнал "Русский турист" (рис. 12.2), в котором печатались рассказы путешественников, практические советы, краеведческие заметки, документы общества. В передовой статье этого издания цель данного печатного органа была заявлена следующим образом: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело – на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." (Русский турист. 1899. № 1. С. 8). Такое направление журнала как нельзя лучше совпадало с целями РОТ. Заявленная позиция демонстрирует главную специфику российского туризма: он формировался вне коммерческой структуры и не опирался на профессиональный спорт. Скорее, его можно отнести к проявлениям общественного движения неполитического характера. В журнале работал отдел "Родные углы", который вел туристско-краеведческую тематику при помощи своих читателей из провинции. Журнал "Русский турист" был награжден малой золотой медалью за свою активную деятельность на Всероссийской выставке спорта в Петербурге в мае 1902 г. После феноменальной "кругосветки" О. П. Панкратова знаменитый велосипедист разрешил печатать свой дневник и путевые заметки именно в журнале "Русский турист". Медицинский отдел журнала "Русский турист" пропагандировал лечебный отдых на русских курортах. В начале XX в. это был главный журнал туристского движения в России.

Рис. 12.2. Журнал "Русский турист". Начало XX в.

Чрезвычайно обширной была деятельность РОТ, которое с самого начала сосредоточилось на практической помощи массовому туризму. Важным делом было заключение договоров с гостиницами о льготных условиях проживания для своих членов. Реальная работа РОТ в первое десятилетие после его создания впечатляет. Уже в первые пять лет своего существования оно фактически стало общероссийским, имея около 200 филиалов во всех крупных городах России. Были заключены договоры с туристскими обществами Германии,

Австрии, Италии, Франции, США и других стран. На территории России действовало 12 больших маршрутов с различными вариантами:

– северный маршрут простирался от Москвы до Архангельска, Соловков и заходил на территорию Норвегии (г. Вердэ);

– по Волге и Каме проходило три речных круиза;

– несколько недорогих маршрутов (25–50 руб.) проходило по Кавказу;

– в Крыму пролегло два маршрута;

– предусматривался экзотический маршрут по Средней Азии на 36 дней.

Все маршруты сопровождались подробным описанием, перечислением необходимых для туриста вещей, указывалась стоимость каждого ночлега или другой услуги на маршруте, путешественники обеспечивались хорошими гидами и переводчиками. Некоторые маршруты составлялись предельно дешево, благодаря договорам с гостиницами, размещением у местных жителей и пр. Российское общество туристов обеспечивало каждый маршрут отдельным путеводителем с картами и описанием достопримечательностей. Заграничные туры планировались небольшими группами и по оригинальным маршрутам. Важно учесть, что весь этот сервис и скидки предлагались почти исключительно членам РОТ.

Общественная деятельность РОТ выразилась в организации широкого экскурсионно-образовательного движения в рамках особого общественного внимания к школе и народным учителям. В начале XX в. представители РОТ в разных городах брались за организацию образовательных экскурсий с привлечением местных краеведов, ученых, журналистов. С 1907 г. в РОТ действовала комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а с 1910 г. проводились благотворительные поездки "для недостаточных лиц" с особо низкими ценами. Дешевизна определялась тем, что такие туристы практически сами обеспечивали себе сервис ночлега и питания. Детальная информация для экскурсантов летом 1911 г. предлагала взять с собой в том числе:

– багажную корзину размером 12 на 8 вершков, которая хорошо входит под лавочку в вагоне;

– плед, одеяло или тонкий матрасик, две-три простыни и маленькую подушку;

– удобную обувь, кружку, тетрадь для записей и две-три книги;

– две-три кофточки немарких.

Со своей стороны организаторы поездок обещали обеспечить завтрак, обед, легкий ужин, чай, провоз багажа, оплату помещения для ночлега за 20–25 кон. и отличных экскурсоводов. В России для экскурсионных поездок вместо корзинки стали использовать альпийский мешок, или, как тогда писали, ruksack, какой носили горцы и туристы в Швейцарии. Для этого по образцу, привезенному из Швейцарии, заказывался пошив рюкзаков.

К 1912 г. сложилась система дальних путешествий РОТ. Предлагалось 10 разных маршрутов по европейской части страны, в том числе по Кавказу, Крыму, по северу страны через Москву, Петербург и Финляндию, по центральной части и волжским городам. При обществе имелась обширная библиотека, формировался архив из отчетов членов клуба. В 1911 г. правление РОТ переехало в Москву, где было больше членов общества. За время своей деятельности до Первой мировой войны РОТ провело несколько масштабных мероприятий, которые способствовали развитию туризма. Помимо всероссийских и региональных выставок, это были разнообразные демонстрационные мероприятия. Уникальный лыжный пробег "Москва – Петербург" по инициативе РОТ осуществили московские студенты зимой 1911 г. Было пройдено почти 700 верст в условиях российского зимнего бездорожья и отсутствия какого-либо сервиса питания.

Российский Туринг-клуб активно популяризировал свою деятельность и даже разработал собственную символику: увенчанный лентой триколор, который используется и в современном туризме России. В Петербурге 15 мая 1902 г. была организована выставка спорта, на которой пропагандировались новые виды туризма с использованием технических средств и средств передвижения: велосипед, лыжи, конный туризм, байдарки, передвижение по железной дороге и пр. На выставке были представлены и зарубежные туристские общества.

Однако было немало препятствий на пути развития туризма. В 1910 г. Министерство внутренних дел в связи с активизацией революционных партий ужесточило требования к путешествующим и оформлению документов для выезда за рубеж. Тогда же специальный циркуляр предписывал губернаторам и местной полиции усилить надзор за участниками организованных экскурсий. Особый отдел департамента полиции завел дело о деятельности РОТ, поскольку обнаружилось, что немало оппозиционно настроенных интеллигентов и даже участников революционного движения работали с экскурсантами и разрабатывали маршруты. В записке Петербургского охранного отделения в департамент полиции от 24 июля 1910 г. отмечалось, что оздоровительные экскурсии слушателей народных университетов являются одним из способов пропаганды, поскольку во время экскурсий "пропаганда ведется совершенно свободно вследствие отсутствия бдительного надзора полиции" (Усыскин, 2007, с. 71); 31 января 1910 г. были арестованы 11 членов социал-демократической партии, которые работали в экскурсионной комиссии РОТ. Заключение полиции было недалеко от истины. Действительно, экскурсионную просветительскую работу вели многие общественные деятели, не вполне лояльные к власти. Например, московское отделение РОТ в 1908 г. возглавлял профессор В. Н. Бобринский, член Крестьянского союза, а экскурсионной комиссией Санкт-Петербургского общества народных университетов руководил участник покушения на Александра III М. В. Новорусский, бывший член террористической организации "Народная воля" и узник Шлиссельбургской крепости. Первая мировая война настолько осложнила ситуацию в стране и на мировой арене, что деятельность РОТ была фактически остановлена. Его частичное возрождение в 1920-е гг. как нового клубного движения было сметено идеологией и организационными структурами "пролетарского туризма".