Цивилизация как понятие

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — этап исторического развития, следующий за дикостью и варварством. Критерии, отличающие цивилизацию от варварства: система экономических отношений, основанная на разделении труда; средства производства (включая живой труд), контролируемые правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта; сеть обмена, контролируемая профессиональным купечеством или государством; политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции, и др.

В XVII—XVIII вв. распространяются слова цивилизация, цивильностъ (качества, присущие гражданину, — учтивость, любезность, приветливость, привычность к городской среде). Впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В. Р. Мирабо в трактате "Друг законов" (1757). В. Р. де Мирабо считал, что цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития.

Цивилизация, но В. Далю, — это общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина (Толковый словарь живого великорусского языка).

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона цивилизацией названо состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны.

У Н. Я. Данилевского цивилизация имеет замкнутый, индивидуальный характер, но есть "всечеловеческое" — совокупность отдельных народов. История не есть прогресс общей цивилизации. Существуют лишь частные цивилизации, развитие отдельных культурно-исторических типов.

О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как губительное окостенение культуры, умирающей в технике, избытке интеллектуализма и рациональности. Цивилизация — неизбежная судьба всякой культуры, ее завершение и неотвратимый конец. Цивилизация — "склерозированная форма" той же культуры, наступающая в финальной фазе ее истории (развитие индустрии, возникновение городов-гигантов и т.д.).

Цивилизации, но А. Тойнби, — это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы. Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии.

Для П. Сорокина цивилизация (или "культурные суперсистемы") — тип исторической целостности (системы), характеризующийся единством идей, доминирующих в мировосприятии, т.е. единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения.

Ф. Энгельс считал, что цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба .эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе.

М. А. Барг рассматривал цивилизацию в нескольких смыслах: историко-антропологическом, социокультурном, социологическом, историческом. Барг понимал цивилизацию как обусловленный природными основами жизни, с одной стороны, и объективно-историческими предпосылками — с другой, уровень развития человеческой субъективности, проявляющийся в образе жизни индивидов, в способе их общения с природой и себе подобными, как совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

По мнению В. С. Степина, цивилизация — это социокультурный комплекс, тесно связанный с природными условиями, базирующийся на своеобразной системе ценностей.

У Н. Н. Моисеева цивилизация — некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (в том числе психология, навыки), системой запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д.

Цивилизация, по мнению С. В. Решетникова, — это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

Для Г. С. Гудожника цивилизация — философско-социологическая категория для обозначения исторически определенного качества общества, выражающаяся в специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуре.

Одна из концепций цивилизации — теория цикличной динамики Н.Д. Кондратьева. Большие циклы экономической конъюнктуры сменяют друг друга каждые полвека (40—50 лет). В рамках полувекового цикла существуют более короткие. Их насчитывается четыре-пять, и каждый из них проходит через стадию равновесия и неравновесия. Полувековой цикл является частью "векового" цивилизационного цикла, смена которых через каждые 200—300 лет представляет собой смену цивилизаций.

Цивилизация, по мнению Л. И. Семенниковой, — это основная типологическая единица истории, сложная общественная система, которой присущ свой внутренний механизм развития. К факторам, определяющим своеобразие цивилизаций, Л. И. Семенникова относит географическую среду, систему ведения хозяйства, социальную организацию, религию (или идеологию как религию), духовные ценности, политическую систему, ментальность. Менталитет — способ восприятия людьми данной цивилизации действительности.

Ю. В. Яковец выделяет семь мировых цивилизаций; их хронологические рамки: неолитический (VII—IV тыс. до н.э.), раннерабовладельческий (IV — вторая половина II тыс. до н.э.), античный (IX в. до н.э. — середина V в. н.э.), раннефеодальный (середина V — середина XIV в.), позднефеодальный (прединдустриальный) (середина XIV— середина XVIII в.), индустриальный (60—90-е гг. XVIII — 70-е гг. XX вв.), постиндустриальный (прогноз, 80-с гг. XX - конец XXI - начало XXII в.).