Цивилизация

Под цивилизацией (от лат. civilis - гражданский, государственный) понимается особое состояние или ступень культурного развития, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, урбанизацией, совершенствованием технологий (в сельском хозяйстве и промышленности). Цивилизация противопоставляется дикости и варварству как стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности и рациональности. Обычно в понятие цивилизации включают материальные, технические, социальные достижения и противопоставляют его понятию культуры, куда входят духовные ценности. Так, Освальд Шпенглер связывал культуру с периодами творческого духовного роста, а цивилизацию с комфортабельным "застоем", во время которого первоначальные идеи получают техническое воплощение. На самом деле указанные понятия не столь уж различны и тем более противоположны: для описания того, что немцы называли культурой, французы использовали понятие цивилизации.

Цивилизация предполагает такой уровень развития общества, для которого характерны:

– наличие развитой технологии, хозяйственной специализации;

– производство предметов роскоши;

– торговля на дальние расстояния;

– централизованное управление экономикой;

– социальная стратификация;

наличие городов или крупных административных центров;

– правовые институты;

– постоянная армия;

– государственная форма правления;

– религия;

– кодифицированная история;

– монументальная архитектура и искусство.

Для цивилизации как стадии общественного развития свойственно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этане превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления, характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными. Признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремесел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, письменность. Понятием "цивилизация" нередко обозначают стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Цивилизационный процесс включает в себя не только технические достижения, но и организованность, упорядоченность душевной жизни, выражающуюся в сдержанности и дальновидности, самоконтроле и самодисциплине, ответственности и порядочности.

В академической науке понятие "цивилизация" все шире стало использоваться при формулировании общих культурно-исторических принципов и законов устроения и развития сложного человеческого общества. Оно приобрело ключевое значение в ряде влиятельных общеисторических, социологических, культурологических концепций, основанных на комплексном подходе к изучению общества и динамики его изменения.

Среди основных факторов, определяющих цивилизационное развитие общества, американский социолог Сэмюель Хантингтон (1927–2008) рассматривал географические, климатические, биологические, демографические (перенаселенность блокирует рост богатства), диетические (бедный рацион питания кочевых народов препятствует их социальной эволюции) и т.д. Предпосылкой формирования цивилизации он считал достижение значительного уровня эффективности в производстве продуктов питания. В целом критерии, по которым цивилизацию отличают от стадии варварства, являются социальными, моральными и интеллектуальными.

Важную роль в цивилизационном процессе выполняют школьные воспитатели и педагоги. К числу первых оставивших яркий след наставников юношества относятся Сократ и его ученик Платон, которые непременно обращались к молодым людям с вопросом: заботишься ли ты о себе? При этом "забота о себе" предполагала не только заботу о теле, формированию которого общество всегда придавало значение: сильное, тренированное тело необходимо воину и работнику и потому всегда выступало символом мощи государства, что и объясняет изобилие обнаженных мужских тел на монументах, памятниках и надгробиях. Наряду с гимнастикой, диетикой и аскетикой, философия служила средством развития и врачевания души, воспитывала волю и мужество жить, терпение, благоразумие, рассудительность и добродетель. Эти качества, полагал Платон, необходимы всем, но особенно тем, кто призван управлять государством.

Нельзя не учитывать культурное значение этоса (нравы, этикет) лидирующих социальных слоев, например благородных сословий, формирующих стиль сдержанного поведения, которое характеризуется правильной речью, хорошими манерами и учтивостью. Если в Средние века цивилизованное поведение охватывало незначительную часть населения (в основном придворное общество), то после перехода власти от военного (рыцарского) сословия к гражданскому (буржуазному) этос благородного сословия распространяется на более широкие слои населения. Вместе с тем буржуазное общество преобразует рыцарский и дворянский этос на основе более рационального планирования, расчета и тем самым увеличивает человеческую дальновидность. Такая сдержанность, снявшая эксцессы, имевшие место прежде, стала источником новых проблем. Сегодня человек уже не может непосредственно разряжать напор страстей, поэтому возникает сильное напряжение между его внутренним "Я" и теми требованиями, которым он вынужден подчиняться. Общество пошло по пути изобретения разного рода компенсаторных способов разрядки: спортивных зрелищ, дискотек и т.п. Однако они не освобождают человека от беспокойства и заставляют его прибегать к разного рода наркотикам, стимулирующим искусственные желания. Нормализация ненормального остается одной из главных проблем современной культуры.