Цирк

Футуристы особо жаловали такой продукт культуры, как цирк. Интерес к нему проявляли Ф. Ведекинд, М. Рейнхардт, Э. Пискатор, В. Гропиус, Ф. Жемье, Шлеммер, а в России - В. Мейерхольд, Фореггер и Н. Евреинов. Маринетти, по его словам, обожал цирк, он называл его "спектаклем, который я предпочитаю более остальных". Футуристы включали элементы цирка в театральное представление и более того иногда спектакли превращались в цирковые представления. В начале XX в. в берлинском кабачке "Шум и дым" Макс Рейнхардт поставил в пародийной манере "Дон Карлоса". Заглавную роль в спектакле исполнял известный клоун Тингель-Тапгель. Он жонглировал апельсинами и пел комические куплеты. В той же манере этот режиссер там же поставил в ключе "дружеского шаржа" пьесу Метерлинка "Карлеас и Элизанда".

Мода

В конце XIX в. у европейцев и особенно парижан утвердилась мода на велосипед. Человек на велосипеде был похож на человека будущего. Новое увлечение охватило не только высшие, но и средние слои общества. Велотреки, велодромы, велогонки, велопрогулки наполнили новой страстью и новым взглядом на моду. Дамы стали носить брюки, не мешавшие крутить педали. Возникла тяга к спорту, в моду вошел атлетизм, и это отразилось на модных представлениях о внешности мужчин и женщин. Футуризм обрел в своих рядах атлета - Армандо Маца. В футуризме сформировалась мода на телесность, на силу мышц и голоса. Для футуристов в такой моде отражалось рождение новой расы людей будущего.

Мюзикхоллизация искусства и эстрадность художественной деятельности

Маринетти считал необходимым уничтожение интеллектуальных сфер культурной деятельности. Так, по его мнению, следует театры заменить мюзик-холлами и кабаре. Вульгарное должно вытеснить из культуры "устаревшее" понятие красоты. Все эстетические ценности подлежат коренному изменению: так, площадной юмор преображается в мрачную и жестокую насмешку, этот "великий футуристический смех", по представлениям футуристов, омолодит лицо мира. Во втором театральном манифесте говорится о достоинствах мюзик-холла, который, как пишет французский театровед Репе Лелевьер, был для футуристов идеальной моделью театра.

Талантливый эстрадный актер Этторе Петролиии (1886-1936) стал эталоном футуристического театрального искусства. Его лицо было похоже на комическую маску античного театра. Он создавал карикатурные юморески, читал абсурдные стихотворения и пел комические куплеты. Петролини восхищался Гордон Крэг, его приглашал работать в Камерный театр Александр Таиров.

Тяготение к эстрадности проявилось и в поддержке варьете в третьем театральном манифесте футуристов. Специально посвящен был этой форме действа "Манифест театра-варьете" (Daily Mail, 21.11.1913). Любовь к варьете Маринетти вынес из Парижа.

Манифест "Театр неожиданности" (вышел 11 сентября 1921 г.) возвращает к идеям "Манифеста синтетического театра" и утверждает, что юный итальянский театр - то это наш "синтетический театр". Манифест утверждает, что в "театр неожиданности" включены "физические действия" кафешантанов (с участием гимнастов, атлетов, иллюзионистов, дрессировщиков) и включены декламация и музыкальная импровизация.

Футуристы - провозвестники поп-арта

Футуристы тяготеют к "деланию вещей". Такое "делание" они предпочитают писанию картин. Это предпочтение первым продемонстрировал Боччони своим "Памятником бутылке" (1913). Прамполини продолжил такой подход к творчеству и в качестве художественных произведений представил на художественной выставке мебельные металлические конструкции. Идея "делания вещей" становится популярной в 20-е годы XX в. и приводит к рождению дизайна.

Прославление "машинизма в искусстве" находит выражение в аэроживописи - "живописи воздуха". Темы урбанистических пейзажей здесь как бы воспринимаются с аэроплана. Это уже "классический" футуризм.