Цикл К. Ф. Рылеева "Князю Е. П. Оболенскому"

В контексте сказанного выше интересен цикл Рылеева "Князю Е. П. Оболенскому" (1826), который создавался в Алексеевском равелине.

Данный цикл состоит из трех стихотворений; его герой – пророк-праведник, осужденный на смерть и ожидающий ее. Смерть для пророка – избавление от земных пут, ведь тюрьмой, могилой оказывается мир, в котором новая истина не воспринята, а потому исторгается. Герой обречен, но он и сам стремится в иной мир, ведь там осуществится встреча с творцом, поэтому праведник не испытывает смятения, страха смерти. В этом и состоит его нравственная сила.

В первом стихотворении звучат молитвенные начала, но это молитва не о себе, а о своих товарищах, в ней – просьба не о физическом спасении, а о спасении души. Пророк знает, что судьба провозвестников нового изначально трагична, а потому Бог выбирает для выполнения миссии особых, сильных духом людей. Смерть пророка и есть утверждение новой веры, а потому в душе героя ожидание смерти рождает неожиданное – светлое внутренне чувство.

В цикле отчетливо обозначается автобиографический подтекст: верный своим убеждениям, поэт тревожится за силу духа своих соратников. Неслучайно второе стихотворение цикла обращено к товарищу-единомышленнику и выдержано в духе послания. В нем – та же убежденность в правоте отстаиваемых представлений, но усиливаются мотив изначальной обреченности и мысль о необходимости жертвы. По сути, речь идет о высшей оправданности смерти. Этот же мотив звучит и в последнем стихотворении цикла, где окончательно утверждается приоритет духа над плотью. Однако Рылеев показывает, что и пророку не чуждо сомнение. Эта мысль вводится через две евангельские ассоциации. Одна из них связана с судьбой Христа, который, прозрев свою скорую гибель, на миг смутился духом, другая – с образом Петра ("Я, как Петра, ведет его Христос // По треволнению мирскому"). Как известно, Петр, один из апостолов Христа, постоянно говорил учителю о своей любви и преданности, но трижды отрекся от него в роковую ночь, а затем, пройдя через раскаяние и прощение, понес в мир слово учителя, за что и принял мученическую смерть.

К. Ф. Рылеев начинает стихотворение с диалогически ориентированной фразы ("Ты прав: Христос спаситель нам один..."), которая звучит как продолжение разговора с тем, кто не знал сомнения и помог преодолеть его герою.

Этот исповедальный цикл показывает, как Рылеев внутренне проживал последние месяцы своей жизни. В небольшой статье "О промысле" поэт писал: "... приняв за основную истину, что человек, в частности, свободен, а человечество нет, можно и должно будет поставить нравственным законом для наших деяний: поступай так, чтобы твои поступки не противоречили воле промысла. Но спросят: каким образом распознать волю сию? Воля промысла изъявляется в духе времени". А дух времени возможно почувствовать только через связь с Богом.

Стилевые течения

В гражданском романтизме декабристов формируются разные стилевые течения.

Античный стиль обусловлен интересом к древнеримской истории. Республиканские идеи, борьба против власти диктаторов и утверждения императорства формируют тираноборческий сюжет. Политическая идея при разработке этого сюжета сочетается с эмоциональной взволнованностью; обязательными компонентами сюжетного мотива становятся образ деспота на троне, похвала свободе, обличение рабства, призыв к свержению тирана. Античный герой, как правило, показан в момент, когда он решается на подвиг, на открытое противостояние тирану. В рамках этого стиля воссоздается атмосфера античного форума, изображаются массовые сцены споров. Для данного стиля характерно использование ораторских приемов красноречия, драматизм речи героев, прямое высказывание идеологических воззрений. При этом используются такие жанровые формы, как гимн, ода, подражание античным поэтам.

Древнерусский стиль обусловлен интересом к русской истории, стремлением проникнуть в дух народа, показать, что ему изначально присущи патриотизм и свободолюбие. Поэты-декабристы создают своего рода поэтическое "летописание": "видения" старины, думы, баллады-легенды, романтические поэмы на сюжеты из русской истории. Декабристы стремятся изобразить героический дух народа, а примеры из прошлого призваны показать, что память о славном прошлом не утрачена, дух нации постоянен.

Большое влияние на древнерусский стиль оказало "Слово о полку Игореве", из которого поэты заимствовали не только образность (Боян, "златое слово", "вещие струны" поэта и т.д.), но и музыкальность, песенность, живописность, полиметрические композиции.

Фольклорный стиль ориентировался на устное народное творчество. Во-первых, заимствовались образы фольклора: птицы-тройки, матери-земли, родного поля и т.д. Во-вторых, воспроизводились ритмы народных обрядовых песен, частушек, принципы организации текста (например, агитационные песни Рылеева и Бестужева).