Цикл произведений о начале Москвы

К исторической беллетристике XVII в. относится ряд сказаний о возникновении будущей столицы Российского государства. Особой популярностью пользовалась "Повесть о зачале Москвы", к настоящему времени известная в 30 списках. Ее создание относят либо ко второй половине XVI в. (М. Н. Тихомиров, Л. П. Пушкарев), либо ко второй четверти XVII в. (А. М. Панченко). Произведение открывается авторским рассуждением на тему "Москва – третий Рим". Как Рим и Константинополь были основаны на "кровопролитии", так и будущая столица Руси возникла "на крови". В качестве "строительной жертвы", благодаря которой всякое здание долговечно и прочно, выступает казненный боярин Кучка. Он не почтил "подобающею честию" князя Юрия Долгорукого, остановившегося на берегу Москвы-реки по пути из Киева во Владимир, за что был жестоко наказан. По повелению князя на этом месте вырос "мал древян град", названный по имени реки, а дочь боярина Кучки стала женой княжеского сына – Андрея Боголюбского, к которому в "услужение" были отданы ее братья.

Примечательно, что описанные события автор относит к 1157–1158 гг. от рождества Христова, или к 6666 г. от "сотворения мира". В соответствии с евангельской традицией число 666 – знак Антихриста. Согласно предположению А. М. Панченко, выбрав "почти апокалипсическое число, автор хотел подчеркнуть, что в основании Москвы сказалась роковая предопределенность, что само время как бы требовало крови". За полулегендарными событиями русской истории древний писатель видит вечную борьбу сил добра и зла. Одно кровопролитие рождает другое, умножая вселенское зло и приближая Судный день. Кучковичи предают "злой смерти" Андрея Боголюбского, и за это на них обрушивается месть княжеского брата.

Таким образом, автор "Повести" отходит от летописной версии, согласно которой причиной убийства Андрея Боголюбского явилось столкновение князя с боярской оппозицией. Политический конфликт заменен "романным": благочестивый супруг становится жертвой заговора, во главе которого стоит его похотливая жена. Ученые полагают, что источниками "Повести" послужили Хронограф Русской редакции 1512 г. (рассказы об основания Капитолия в Риме и о византийском императоре Никифоре Фоке), а также устные легенды о боярине Кучке, владения которого располагались на месте будущей Москвы.

По пути дальнейшей беллетризации исторического повествования идет автор "Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы", возникшего в 1650–1680-с гг. Засвидетельствованные летописными источниками события, имевшие место в XII в., перенесены в следующее столетие (казнь Кучковичей автор относит к 17 марта 1289 г., а основание Москвы – к 27 июля 1291 г.). История преступления времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского включена в вымышленные биографии сыновей Александра Невского и превращена в семейную драму, разыгравшуюся при дворе князя Даниила Александровича. Суздальский князь и родоначальник московских князей, он силою взял на службу сыновей боярина Стефана Ивановича Кучки, заявив тому: "Аще не дашь сыновъ своихъ ко мнѣ во двор, и яз-де на тобя с войной приду, и тобя мечем погублю, и села твои красные огнем пожгу". За верную службу князь пожаловал Кучковичей, произведя "одного в стольники и другаго в чашники". Своей красотой братья приглянулись княгине Улите Юрьевне "и дьявольскимъ возжелѣнием зжилися любезно", задумав "извести князя Данила". Во время охоты Кучковичи напали на своего господина, но тот успел скрыться, бросив коня. Осенняя темная ночь застала князя в лесу, и он укрылся в "струбце", где "погребен был упокойный", "забыв страсть от мертвого". Неверная жена надоумила Кучковичей пустить по следу мужа лучшего из его псов-ищеек. Собака нашла укрытие и, увидев хозяина, "нача ему радоватись ласково", но следом за ней шли убийцы: "И скоро ту князю смерть дают лютую, мечи и коньи прободоша ребра ему и отсекоша главу ему..."

Изображение княгини, распаляемой "сотаниным навождением блудныя похоти", можно поставить в зависимость от традиции древнерусской дидактической прозы – популярных в Средние века "слов о злых женах". В агиографическом стиле выдержано описание князя Даниила, который "прият мученическую смерть от прелюбодеев и жены своея". О влиянии на произведение устной поэзии свидетельствует сказовая манера повествования, придающая прозе особый ритм:

И почему было Москвѣ царством быть,

и хто то знал, что Москвѣ государством слыть?

Новаторский характер "Сказания" виден в любовной интриге, в стремлении автора передать сложность и текучесть человеческих чувств. Кучковичи то пребывали "в сѣтованье и в печали, во скорби велицей", что упустили князя, то раскаивались в содеянном: "Лутче было нам не мыслити и не дѣяти над князем злого дѣла смертнаго", – то снова "злаго ума от тоя злоядницы княгины Улиты наполнялись". После преступления, одержимые страхом, они бегут к отцу, пытаясь уйти от возмездия. Владимирский князь Андрей "своей силою войскою емлет приступом селы и слободы красныя Кучка боярина" и предает его с детьми "злой смерти", мстя за брата. На полюбившемся ему месте бывших владений Кучки князь Андрей основывает город Москву и, как заботливый отец, воспитывает племянника – будущего великого князя Московского Ивана Даниловича Калиту.

О преобладании вымышленного над историческим в "Сказании" свидетельствует тот факт, что в разных списках и редакциях произведения имена героев варьируются (злодейка княгиня именуется то Улитой, то Марьей, а сам князь носит имя то Даниила, то Бориса), однако любовный сюжет остается неприкосновенным.