Цикл профессионализации и его фазы

При исследовании профессионального развития человека, занятого одним каким-либо видом труда, Е. А. Климов [5] выделил фазы профессионализации, каждая из которых является логическим основанием последующих, а все вместе эти фазы образуют цикл профессионализации. Нормативный цикл профессионализации включает фазы, соответственно которым человек как субъект труда обозначается терминами "оптант", "адепт", "адаптант", "интернал", "мастер", "авторитет", "наставник" (рис. 2 в ЭП-6-4). Переход с предыдущей фазы на новую, сопровождается ростом профессионального опыта. Длительность прохождения каждой фазы может варьировать в зависимости от сложности профессии, а также от мотивации, способностей и случайных жизненных обстоятельств. Если человек добровольно или вынужденно меняет профессию (а это может случиться на любом этапе его профессиональной жизни), он возвращается опять на этап оптации. Внедрение новых технологий, форм организации труда, орудий труда, правовых основ труда и пр. предполагает переучивание, доучивание работников организации, и, таким образом, они периодически оказываются в позиции адептов. Каждая фаза цикла профессионализации характеризуется особой ролью, социальным статусом субъекта труда, типичными проблемами, которые изучают психологи труда и представители смежных направлений психологии (акмеологи, социальные психологи, педагогические психологи и пр.). Рассмотрим главные особенности фаз цикла.

Оптант (лат. optatio – желание, избрание) – человек, выбирающий профессию, карьеру, профессиональное учебное заведение. Психологические проблемы фазы оптации рассматриваются в рамках психологии профориентации и карьерного консультирования (см. гл. 8).

Адепт (лат. adeptus – постигший, посвященный в тайны учения) – человек, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, приобщающийся к традициям и профессиональным ценностям сообщества профессионалов. Психологические проблемы, типичные для этой фазы, связаны с совершенствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания, формированием адекватной мотивации учащихся, помощью в освоении трудных разделов образовательной программы и трудоустройстве выпускников.

Адаптант (лат. adaptere – приспособлять) – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, к ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа "Я" (личностная адаптация). Психологи, работающие на предприятиях, в службе работы с персоналом, могут диагностировать специфические трудности адаптации новых работников, наметить индивидуализированные программы оптимизации процессов адаптации, чтобы по возможности сократить этот период и способствовать тому, чтобы субъект труда быстрее и субъективно легче стал интерналом.

Интерпол (лат. intemus – средний) – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти на уровень мастера, ибо не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на этой фазе развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, в преодолении которых также могут помочь психологи.

Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой фазе (как и на последующих) актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации. Здесь возможно обострение противоречий, вызванных деструктивными возрастными факторами, изменением мотивации субъекта труда и другими причинами.

Авторитет – человек, достигший квалификации мастера, к тому же обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду.

Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, но в силу возрастных особенностей уже не участвующий в выполнении особенно трудоемких профессиональных задач, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам.

Выяснив особенности биографии конкретного человека-профессионала и определив, к какой фазе профессионализации его следует отнести в момент исследования, психолог может наметить круг типичных для него проблем.

Опыт отечественных и зарубежных психологов свидетельствует о том, что в период зрелости у субъекта труда неизбежно возникают противоречия, трудности, необходимые замещения и компенсации слабых сторон функционирования, обусловленные изменением внутренних ресурсов человека, его способностей и возможностей по мере приближения к периоду поздней зрелости и старости. Американские психологи П. Балтес и М. Балтес (1990) предполагают, что сохранение продуктивной деятельности у людей пожилого возраста обеспечивается механизмами избирательной оптимизации и компенсации способностей. Избирательная оптимизация проявляется в сокращении разнообразия видов деятельности, когда остаются актуальными лишь самые сохранные и субъективно значимые занятия, а компенсация способностей проявляется в замене утраченных качеств новыми способами, стратегиями [цит. по: 16].