Цикличность процесса обучения

Все трудовые процессы, например производственные, технологические, подразделяются на циклы: там, где циклы целесообразно выделены и обоснованы, существует возможность управлять трудовыми процессами на научных основах. Очевидно, что такие возможности содержатся и в учебном процессе, ибо всякий труд, в том числе совместный труд учителя и учащихся, осуществляется в определенных среде и времени. Следовательно, учебный процесс, подобно другим процессам, должен иметь свои циклы. В дидактической литературе для обозначения стадийности учебного процесса употребляются такие термины, как "звенья учебного процесса", "этапы процесса обучения", "этапы познавательной деятельности", "фазы процесса обучения". В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли вместе с указанными понятиями употреблять и еще один термин – "циклы учебного процесса"? Если да, то каким образом различать понятия "цикл", "этап", "звено" и т.п.? Правильный ответ на этот вопрос мы получим тогда, когда будем учитывать сущность двуединого процесса "преподавание – учение", реализуемого в педагогической действительности посредством общения. При этом следует иметь в виду не только процессуальную, но и деятельностную характеристику дидактического взаимодействия. "Цикл" – понятие более общее, чем понятия "звено" и "этап", так как последние входят в состав первого. Можно говорить об этапах усвоения учебного материала, этапах планирования, организации, контроля дидактического цикла и т.д., но нелогично это понятие применять к дидактическому взаимодействию, ибо оно возникло как термин при разработке вопросов системного подхода к педагогическим явлениям.

Учебный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания и учения. Механизмом этого взаимодействия выступает общение субъектов указанной деятельности. Посредством дидактического взаимодействия порождаются взаимопонимание, самосознание участников учебного процесса, происходят корреляционные изменения саморегулирующихся систем. Эти изменения являются результатом акта дидактического взаимодействия и вместе с тем почвой для дальнейшего движения преподавания и учения. Начало одного акта является следствием предыдущего, а его завершение – причиной возникновения следующего. Здесь возникает понятие микрорезультата учения, т.е. количественных изменений, происходящих в учебно-познавательных возможностях ученика. В учебном процессе по ходу усвоения учебного материла и накопления опыта учебно-познавательной деятельности происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности обучающегося к ее качественному преобразованию. Переход этот от количественного накопления знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученика решать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и есть цикличное обучение. Таким образом, цикл обучения предстает как совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов учения.

Между циклами существуют определенные интервалы. Движение от одного интервала к другому есть своеобразный скачок обучения; это новое состояние ученика как субъекта учения, как личности в целом, т.е. результат отдельных циклов – микрорезультат учения – это те качественные изменения, которые произошли в ученике как личности.

Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат. Рассмотрим каждый из них подробнее.