Лекция 4. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ)

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией РФ, Законом о Банке России, иными федеральными законами. Согласно ст. 75 Конституции РФ основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, также он наделен исключительным правом на денежную эмиссию.

В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями его деятельности являются:

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— развитие и укрепление банковской системы РФ;

— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

― во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

―монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

• утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливает правила проведения банковских операций;

• осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если инос не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

• определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ;

• устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

• осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

• является депозитарием средств Международного валютного фонда (МВФ) в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ;

• осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Функции Банка России можно классифицировать по пяти группам.

1. Функция проведения денежно-кредитной политики.

2. Монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения.

3. Функция "банка банков".

4. Функция "банка правительства".

5. Внешнеэкономическая функция.

1. Главной функцией Банка России, как и центральных банков зарубежных стран, является проведение денежно-кредитной политики, которая в соответствии с Законом о Банке России разрабатывается и реализуется во взаимодействии с Правительством РФ.

2. В соответствии с Законом о Банке России эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории страны, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечены всеми его активами, обязательны к приему но нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Решения о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России. Это решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу.

Банк России выполняет следующие функции по организация наличного денежного обращения в стране:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения и замены поврежденных банкнот и монеты;

— определение порядка ведения кассовых операций.

Характерной особенностью денежной сферы России но сравнению с другими экономически развитыми странами является большой удельный вес наличных денег в обращении: в 2009 г. доля наличных денег составила 27% денежной массы (агрегата М2), а на начало 2011 г. — 25,1%. При этом только за 2010 г. прирост наличных денег в обращении был равен 1162,6 млрд руб. (рис. 4.1).

Приведенные данные свидетельствуют о большой значимости функции Банка России по монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения, что подтверждается также данными, содержащимися в табл. 4.1.

Рис. 4.1. Изменение количества наличных денег в обращении

Таблица 4.1

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении

Показатели

Банкноты

Монета

Итого

Сумма (млрд руб.)

5756,4

35,9

5792,3

Количество (млн экз.)

6345,1

47 822,5

54 167,6

Удельный вес но сумме (%)

99,4

0.6

100,0

Удельный вес но купюрам (%)

11,7

88,3

100,0

Изменение за 2010 г. (млрд руб.)

1152,9

9,7

1162,6

Изменение за 2010 г. (%)

25,0

37,0

25,1

Как видно из данных таблицы, только за один 2010 г. на 25% увеличилось количество банкнот в обращении и на 37% — монет.

3. Функция "банка банков". Выполняя данную функцию, Банк России принимает на хранение резервы коммерческих банков, оказывает кредитную поддержку, являясь для них кредитором последней инстанции, осуществляет надзор и контроль за деятельностью банков.

В соответствии с законом Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, своих нормативных актов, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие и надзорные функции, установленные законом, Банк России осуществляет через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам. Он определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.

Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Законом о Банке России санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае неисполнения в установленный Банком России срок этих предписаний, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам се кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией па срок до шести месяцев;

6) ввести запрет па осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы РФ, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в России. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, организует межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения, служит расчетным центром банковской системы страны.

4. Функция банка Правительства РФ. Банк России выполняет функцию банка Правительства РФ — банкира, финансового консультанта и агента. Па его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения ведет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами) посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Он может предоставлять краткосрочные кредиты Правительству РФ (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Банк России не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Он также не имеет права предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В то же время следует отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) кредиты Банка России, а также приобретенные им на первичном рынке долговые обязательства Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований не могут быть источником финансирования бюджетного дефицита.

С 1995 г. происходят отказ от прямого банковского кредитования Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование государства путем покупки государственных ценных бумаг.

Если на начало 1994 г. ссуды Банка России Министерству финансов составляли 12,8 трлн руб., его вложения в государственные ценные бумаги — 0,2 трлн, а в начале 1995 г. — соответственно 59,5 и 7,1 трлн, то на 1 января 1996 г. ссуды находились на уровне 58,4 трлн руб., а вложения в ценные бумаги — 35,8 трлн. Па 1 января 1997 г. эти показатели составляли соответственно 57,8 и 75,7 трлн, на 1 июня 1997 г. — уже 0,7 и 128, трлн руб.

В 1998 и 1999 гг. Банк России предоставил Минфину России через Внешэкономбанк кредиты в иностранной валюте на осуществление неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ. На 1 января 1999 г. эти кредиты составили 49,9 млрд руб., на 1 декабря 2005 г. —млрд руб. (увеличение суммы обусловлено переоценкой иностранной валюты к российскому рублю). В декабре 2005 г. эти кредиты были полностью погашены. По состоянию на 1 января 1999 г. Банк России вложил в ценные бумаги Правительства РФ 202,2 млрд руб., на 1 июля 2007 г. — 238,5 млрд руб., на 1 июля 2010 г. — 371,3 млрд. руб.

Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Он осуществляет операции по обслуживанию государственного долга России и операции с золотовалютными резервами в соответствии с федеральными законами.

Согласно БК РФ управление государственным внутренним долгом (определение суммы, порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга производит Банк России и его учреждения путем совершения операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

5. Внешнеэкономическая функция. Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям.

Представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством РФ требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России.

Выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской

Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. Является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. № 291-ФЗ внесены поправки в Закон о Банке России, обусловленные участием России в МВФ. Банку переданы функции по участию в плане финансовых операций, сделках с долговыми инструментами фонда и прочих операциях, предусмотренных Соглашением и иными договорами с МВФ. За Банком России закреплен статус депозитария средств МВФ. Банк России освобожден от уплаты НДС при проведении депозитных операций и иных услуг в рамках МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциации развития.