Центральные органы власти Швейцарии

Парламент. Союзное собрание - центральный законодательный представительный орган Швейцарии согласно ст. 148 ее Конституции осуществляет верховную власть в государстве. Национальный совет и Совет кантонов - самостоятельные палаты парламента - но Конституции 1999 г. равноправны.

Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых посредством прямых выборов на основе пропорциональной системы по избирательным округам каждые четыре года. Причем каждый кантон образует один избирательный округ.

Совет кантонов состоит из 46 делегатов кантонов. От 20 кантонов избираются по два делегата, и от 6 кантонов, поименованных в Конституции (ст. 150), - по одному делегату. Срок полномочий палаты - четыре года.

Палаты самостоятельны и заседают раздельно. Для принятия решений Союзным собранием необходимо согласие обеих палат.

Совместные заседания палат созываются в случаях, специально определенных Конституцией: для проведения выборов; разрешения споров о компетенции между верховными союзными властями; дарования помилования, а также по особым поводам и для заслушивания заявлений Союзного совета (ст. 157). Совместные заседания палат рассматриваются как Объединенное союзное собрание.

Действует принцип иммунитета: члены парламента не могут быть привлечены к юридической ответственности за свои высказывания.

Важнейшая компетенция Союзного собрания - и это одна из особенностей Швейцарии - заключается в том, что в Конституции 1999 г. закрепляется обязанность проверки эффективности государственных мер парламентом. Парламент обязан следить за тем, чтобы меры, предпринимаемые Конфедерацией, проверялись на предмет их эффективности (ст. 190). Данная обязанность детально конкретизируется на уровне законов и постановлений, а также внутриведомственных директив.

Согласно п. 3 ст. 26 Закона Швейцарии о парламенте от 13 декабря 2002 г. эффективность относится к основным критериям при исполнении парламентом высших надзорных функций. Согласно ст. 27 данного Закона парламентские комиссии могут потребовать от правительства проведения проверок эффективности, они также могут проверять проведенные по поручению правительства оценки законов или сами давать поручения на проведение таких оценок. Кроме того, согласно п. 1 ст. 44 Закона о парламенте законодательные комиссии, отвечающие за подготовку законопроектов, должны учитывать результаты проверок эффективности законодательных актов. И согласно п. 4 ст. 54 указанного Закона президиумы парламентских комиссий и делегаций по надзору (комиссия по проверке ведения дел и финансовая комиссия, делегация но проверке ведения дел и финансовая делегация) должны заниматься координацией работы в области оценки государственных мер.

Важным вспомогательным органом парламента при проведении проверок эффективности и подведении их итогов является Служба Парламентского административного контроля. Еще более важную роль играет Государственный финансовый контроль, оказывающий поддержку парламенту и правительству при выполнении ими своих финансовых и надзорных компетенций. Данное ведомство является счетной палатой Швейцарии и проводит проверки государственных мер не только на предмет их правильности и легитимности, но также и экономичности. В рамках проверок на экономичность согласно п. 2 ст. 5 Закона о финансовом контроле от 28 июня 1967 г. оно выясняет, был ли получен ожидаемый эффект от финансовых расходов, связанных с проведением государством определенных мер.

Оценка законов не ограничивается контролем эффективности. Она также охватывает прогноз эффективности, т.е. перспективную оценку воздействия до принятия законодательных решений. В п. 2 ст. 141 Закона о парламенте предусматривается, что в своих комментариях к законопроектам правительство обязано излагать свою позицию относительно пригодности к осуществлению и ожидаемых воздействий от предложенных мер.

Правительство. Исполнительная власть осуществляется Союзным советом, состоящим из семи членов, избираемых Национальным советом после его переизбрания. В состав правительства входят депутаты от разных кантонов. Глава Союзного совета - президент Конфедерации, избирается Союзным собранием из числа членов Союзного совета сроком на один год. Каждый член правительства выступает в качестве главы министерства центральной администрации, но все главные правительственные решения принимаются коллегиально на еженедельных конференциях правительства.

В законодательстве не предусмотрено никаких ограничений относительно срока пребывания на посту члена Федерального совета. Основные министерства Швейцарии: внутренних дел; иностранных дел; окружающей среды, транспорта; экономики; финансов; юстиции и политики; обороны, защиты гражданского населения и спорта.

Согласно ст. 184 и 185 Конституции, Союзный совет следит за соблюдением швейцарских интересов за рубежом, отвечает за безопасность нации внутри страны и за ее пределами. Следует отметить, что аналогичные задачи Конституция Швейцарии возлагает на Союзное собрание.

В сфере законодательства Союзный совет вправе вносить на рассмотрение парламента законопроекты, он может напрямую представлять законы в парламент. Законодательные дискуссии в парламенте проходят с обязательным участием членов Союзного совета.

Важнейшая функция Союзного совета - это взаимодействие с правительствами кантонов па предмет единообразного исполнения ими федеральных законов.

Президент. Швейцарская государственная модель организации федеральной власти не имеет института постоянного президента. Срок избрания президента - один год. Поэтому каждый год на смену старому президенту избирается новый из членов Союзного совета. Таким образом, каждый член правительства поочередно избирается на этот пост. У президента ограниченные особые полномочия, но он "первый среди равных" (primus inter pares). Главным образом, он осуществляет представительские функции. Президент устанавливает повестку дня для еженедельных конференций правительства и возглавляет прения, обращается к населению, а также представляет Швейцарию на международной арене.

Судебная власть. Прежде всего следует отметить, что по сравнению с Конституцией 1874 г. в действующей Конституции положения, касающиеся судопроизводства, значительно расширены. При этом Конституция 1999 г., повторяя нормы предшествующей Конституции 1874 г., устанавливает запрет на существование судов исключительной юрисдикции (ч. 1 ст. 30), принцип равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 8), обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Швейцарии (ч. 3 ст. 122), регулирует разграничение компетенции между Конфедерацией и кантонами в сфере материального и процессуального права (ст. 122, 123), определяет компетенцию Союзного (Федерального) суда. Вопросы организации и процедур в Союзном суде регулируются федеральными законами (ст. 188, 189).

На федеральном уровне существует три вида судов:

а) федеральный суд, который является высшей апелляционной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам;

б) суд социального страхования, который выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видами общественного страхования;

в) военные суды, которые принимают решения по преступлениям и проступкам, совершенным во время прохождения гражданами военной службы.

В Швейцарии не признается возможность существования какой-либо негосударственной юстиции. Полномочиями по реализации правосудия наделены суды, являющиеся государственными органами, созданными исключительно на основе закона. Широкое распространение получили специализированные суды.

Характерной чертой судебной системы Швейцарии является участие населения в отправлении правосудия. Речь идет об участии в рассмотрении определенной категории дел судом присяжных, а также участии в осуществлении правосудия непрофессиональных судей.

Суды кантонов обычно состоят из профессионального судьи - председателя и 2-4 непрофессиональных судей, занимающих данную должность сроком на один год. В ходе судебного процесса они выполняют те же функции, что и профессиональные судьи, однако слушание дела завершается именно под председательством профессионального судьи. В некоторых кантонах (Цюрих, Берн) непрофессиональные судьи заседают самостоятельно, например, когда обвиняемый признает себя виновным, а в судах Женевы подсудимый может отказаться от права на суд присяжных, независимо от того, признает ли он себя виновным или нет. Участие в судопроизводстве непрофессиональных судей в обычных судах рассматривается в качестве оказания содействия судебной администрации.

При рассмотрении системы судопроизводства Швейцарии исследователи обычно обращают внимание на процедуру применения такого важнейшего принципа правосудия, как публичность вынесения решения. Все решения принимаются судьями непосредственно в зале заседания, без удаления в совещательную комнату, и, как правило, текст его либо резолютивная часть тут же оглашаются.

Следует отметить, что действующая Конституция Швейцарской Конфедерации, установив структуру центральных органов государства, четко предусмотрела в ст. 144 принцип несовместимости. Так, члены обеих палат парламента - Национального совета и Совета кантонов, члены правительства - Союзного совета, а также судьи Союзного (Федерального) суда не могут одновременно входить в состав другого из этих органов. Причем члены Союзного совета и штатные судьи Союзного суда обоего пола не могут занимать никакую другую государственную должность Конфедерации или кантона и не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью, приносящей доход.