Ценовая политика

Приходится с сожалением констатировать, что рост цен на билеты в театральные и концертные залы, в связи с сокращением государственного финансирования, становится неизбежным. Но ни одна организация культуры и искусства не может подойти к этому вопросу чисто механически. За этим шагом стоит потеря значительной части публики — при этом ее лучшей части, составляющей костяк "своих" зрителей и слушателей. Ведь не секрет, что этот костяк составляет интеллигенция, а именно интеллигенция менее других платежеспособна. Рост цен означает коммерциализацию искусства, неизбежный крен в развлекательную сторону в ущерб искусству. Принять рыночные правила игры в искусстве российской публике трудно не только в силу своего тяжелого материального положения, но и в силу существующих в пашем менталитете установок. Вот как пишет об этом Г. Дадамян: "В общественном сознании господствует традиционно сложившееся представление о “священной” миссии искусства в России. “Поэт в России больше, чем поэт” потому, что поэт, художник, актер, композитор всегда был выразителем народной правды, его духовной идеи. Суть обсуждаемой проблемы — в культурной аутентичности общества. Исторически так сложилось, что в нашей стране именно искусство являлось важнейшим механизмом интеграции индивида (личности) в культуру, в социум. Отсюда понятно, что в нашей стране исконное неприятие рынка есть в действительности отказ от той аутентичности, которая достигается ценностями рыночного искусства. За этим, в снятом виде, существует более глубинная и фундаментальная идея о культурной автохтонности народа: “мы — другие”. Совсем не случайно наиболее распространенной является культурная норма, согласно которой художник творит ради идеи, а не ради денег"[1].

Справедливость этого суждения доказывает уже тот факт, что если бы не было господдержки, то даже повысив цены на билеты в пять раз, можно было бы только покрыть расходы, связанные с выпуском спектакля/концерта, но это никак не повлияло бы на размер зарплаты нашего артиста. Доля государственных субсидий составляет в бюджете организаций культуры от 20 до 70%. Филармония, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование (приглашать известных исполнителей, преодолевать утечку собственных артистов), должна стремиться к бюджетному балансу, представляющему собой формулу 50 : 50, где первая половина — это субсидии государства, а вторая — доходы от продажи билетов и собственной предпринимательской деятельности. Сумма доходов от продажи билетов составляет в этой формуле 20—25%. Директор учреждения культуры стоит перед необходимостью удерживать долю от продажи билетов в этих размерах. А поскольку затраты на производство "продукции" постоянно растут, то приходится их покрывать за счет предпринимательской деятельности и выручки от продажи билетов. Для того чтобы увеличить эту выручку, можно еще увеличить количество концертов и спектаклей. Но это увеличение имеет свой предел, за которым начинается неизбежная потеря качества исполнения.

Для того чтобы не потерять свою аудиторию и обеспечить ее воспроизводство, современный театрально-концертный менеджмент выработал такой инструмент, как гибкая ценовая политика, в основе которой лежит перераспределение платы между слушателями/зрителями. Это значит, что цена одной категории билетов удерживается на самом низком возможном уровне, а цена другой категории включает их реальную стоимость и доплату за первую категорию слушателей/зрителей. На самом деле перераспределение происходит не между двумя категориями, а между гораздо большим количеством категорий. В Большом театре, например, существует 10 ценовых категорий. Зрительный зал поделен на 10 зон, каждой из которых соответствует своя ценовая категория. Естественно, что удобство места в зале прямо пропорционально его стоимости: самые дешевые места находятся "на галерке", а самые дорогие — в ложах бельэтажа и первых рядах партера.

Некоторые театры и концертные организации могут позволить себе целую У1Р-зону, которая очень сильно отличается по цене от других зон. Эта зона может приобретать соответствующий статус только на концертах самых больших "звезд". Например, в 2005 г. в Екатеринбурге на концерт знаменитого скрипача Владимира Спивакова было продано два У1Р-места за 9900 руб., в то время как самые дорогие места в ТР-рядах Московской филармонии стоили в этом году по 600—800 руб.

Гибкая ценовая политика может применяться и в отношении абонементов. Абонементы также делятся на группы. Например, группы А, В, С, Б. Группа Э является социальной. Цены в этой группе принципиально не поднимаются. Абонементы этой группы предназначены для детей и других социально незащищенных слоев населения.