Ценообразование с учетом риска

Как обсуждалось ранее, ценообразование на основании риска (risk-based prising, RBP) все более широко применяется в розничной финансовой отрасли и поощряется как законодательством, так и конкуренцией на рынке. Под ценообразованием на основании риска в сфере финансовых услуг мы подразумеваем непосредственный учет экономических показателей, основанных на риске, в годовой процентной ставке, применяемой для клиента. Здесь ключевые экономические факторы включают операционные издержки, вероятность принятия (т.е. вероятность того, что клиент примет предложение по продукту), вероятность дефолта, потери в случае дефолта, подверженность риску (экспозиция), величину капитала, размещенного для осуществления операции, и стоимость акционерного капитала организации. Многие ведущие финансовые учреждения уже используют ряд форм RBP в сфере автокредитования, кредитных карт и ипотечного кредитования жилой недвижимости.

И все же RBP в финансовой розничной сфере находится на этапе формирования. Ключевые цели банка редко адекватным образом отражены в стратегию ценообразования, например, возможность определения различных цен для кредитов с низким остатком задолженности и револьверных (возобновляемых) кредитов с высоким остатком часто нс используется. Далее определение критической балльной оценки согласовано с динамическим ценообразованием[1] и часто основывается на специальном наборе эвристических правил, а не на прагматичной аналитике. Слабые стороны RBP связаны большей частью с недостаточной автоматизацией процесса ценообразования в банке, а также не слишком хорошими аналитическими инструментами для оценки стратегий ценообразования с учетом риска.

Динамическая политика ценообразования, которая устанавливает цену как возрастающую функцию для более рейтинговых рисковых групп, может упростить и сделать более эффективным ценообразование с учетом риска. Хорошо определенная стратегия RBP позволяет банкам сопоставлять альтернативные стратегии ценообразования на уровне скоринговых моделей для ключевых корпоративных показателей (например, прибыль, доход, потери, доходность с учетом риска, доля рынка или стоимость (ценность) портфеля) и является критическим компонентом эффективного управления в розничной финансовой сфере. RBP использует как данные внешних рынков (например, вероятность получения кредита, которая, в свою очередь, зависит от цены и лимита кредитного риска), так и внутренние данные (например, стоимость (ценность) капитала).

RBP позволяет менеджерам розничных банков повысить ценность (стоимость) акционерного капитала путем достижения целей управления при учете множества ограничений, включая выбор в отношении прибыли, доли рынка и риска. Для эффективного достижения этих целей управления были разработаны алгоритмы математического программирования (например, целочисленное программирование), которые также учитывают ограничения, указанные выше. Ценообразование является ключевым инструментом розничных банков, поскольку оно позволяет балансировать между целью увеличения доли рынка и целью снижения уровня "плохих" кредитов.

Другой важной целью может быть повышение ожидаемой чистой прибыли и одновременно ограничение ожидаемых потерь. RBP помогает банкам определить точку отсечения и установить порог, при котором финансовое учреждение изменит цены. Допущение, на котором основываются скоринговые модели, заключаются в том, что существует измеритель, который может отделить "хорошие" и "плохие" кредиты в отдельные распределения (например, вероятностное распределение скоринговых баллов, учитывая то, что счет является "хорошим" относительно вероятностного распределения скоринговых баллов, учитывая то, что счет является "плохим"). Как мы видим на рис. 9-2, относительно высокая точка отсечения предполагает меньше потерь, но при этом подразумевается и снижение доли рынка, в то время как невысокий уровень точки отсечения предполагает высокие ожидаемые потери.

Для увеличения доли рынка с учетом риска розничный банк может проанализировать уровень плохих кредитов как функцию от процентов общего количества одобренных заявок (кривая стратегии). Традиционное розничное ценообразование недостаточно использует доступные денежные средства; более совершенный подход к решению этого вопроса может улучшить ключевые корпоративные показатели эффективности на 10–20 % или более.