Ценностно-смысловая детерминация самоопределения

Обращение к этой проблематике в отечественной психологии связано с работами многих ученых, прежде всего Л. С. Выготского, который подчеркивал роль смыслов и ценностей, как в самом существовании личности, так и во взаимодействии личности и общества[1]. Нравственно-ценностная основа личности играет ведущую роль в формировании главных характеристик, единства, "самотожденства" личности, проявляется в ее переживаниях, поведении, отношениях и т.д. Она также проявляется в эталонах, образе будущего и оценке деятельности с ее нравственной, смысловой стороны[2].

Понятие ценностей связано с обобщенными представлениями людей о целях и нормах своего поведения, в которых воплощаются общественные идеалы, исторический опыт, культура эпохи как определенного общества в целом, так и всего человечества. Поэтому ценности – это одно из основных проявлений взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Система личностных ценностей складывается в сознании каждого человека в виде определенных эталонов или ориентиров, с которыми он соотносит свои действия. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность.

Ценности отражаются на уровне сознания в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида[3]. В общем виде они рассматриваются как элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурноисторические условия и перспективы. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется наиболее существенное и важное для человека. ОГЛАВЛЕНИЕ их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает своеобразной программой жизнедеятельности и основой реализации определенной модели личности.

Суть понимания ценностно-смысловой природы самоопределения можно выразить следующим образом:

1) взаимодействие личности и общества происходит на личностном уровне в области смыслов и ценностей; при этом ценности и смыслы – язык этого взаимодействия;

2) в формировании личности ведущая роль принадлежит ценностным ориентациям;

3) главной функцией ценностных ориентаций является создание эталона, образа будущего, на основе которого может производиться оценка нравственной, смысловой стороны жизнедеятельности.

Процесс самоопределения носит неравномерный характер и может сопровождаться кризисными периодами. Любой кризис с психологической точки зрения является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. В этом смысле кризис самоопределения может быть описан как ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей. Этот кризис возникает в тот момент, когда человек уже созрел для перехода на новый виток развития (социального или профессионального), но пока еще не нашел адекватного способа самовыражения и использования открывающихся возможностей. Эта ситуация может сопровождаться чувством потери идентичности, неудовлетворенностью собой и т.п.