Лекция 5. ЦЕННОСТНАЯ БАЗА ЖУРНАЛИСТА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности реализации социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов деятельности массмедиа в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ;

• принципы формирования этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, основные российские и международные документы по профессиональной этике;

уметь

• понимать, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук и профессионально-этических принципах, проблемы взаимоотношения общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного знания;

• использовать гуманитарные и профессионально-этические знания в контексте своей социальной и повседневной профессиональной деятельности;

владеть

• навыками ориентации и социально-психологического анализа важнейших политических и социальных процессов, происходящих в мире и стране, выбирать и формулировать на основании этого актуальные темы материалов и дискуссий в социальных сетях.

В процессе развития технологий массово-коммуникационной деятельности все более актуальной становилась проблематика определения параметров и характеристик смыслоценностного содержания продукции массмедиа. И если "деятельность средств массовой информации аксиологична, направлена на распространение системы взглядов на мир, структурированных согласно определенной совокупности ценностей"[1], то медиа новейшего времени, как свидетельствовала практика последних лет, нередко отражают лишь субъективный мир личности, транслирующей ту или иную информацию. Не случайно такой широкий общественный резонанс вызвало принятие Госдумой в третьем чтении и подписание президентом России ряда "антитеррористических" законов[2]. Среди них – законы об ужесточении проведения интернет-платежей и ответственности за организацию массовых беспорядков. Также, в соответствии с ними, часто- посещаемые блоги приравнены к СМИ и расширены полномочия ФСБ в сфере борьбы с терроризмом. Согласно документам, все блогеры, у которых страницы посещают больше трех тысяч пользователей в день, должны выполнять требования, предъявляемые к СМИ. Их обязали публиковать на своих страницах личные данные. Введено отныне также понятие "организатор распространения информации", которое разработчики трактуют предельно широко – от персонального или коммерческого сайта до группы в социальной сети. От организаторов требуется также хранение в течение полугода метаданных о деятельности в Сети. Нарушителям грозят штрафы и блокирование на месяц. Кроме того, блогеры не должны использовать "материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, а также материалы, содержащие нецензурную брань". Они должны проверять публикуемую информацию на достоверность, не допускать публикаций о частной жизни других людей или порочащих материалов.

Дискуссий по поводу ужесточения требований к индивидуальным субъектам информационной деятельности в нашем обществе было немало. Вместе с тем исследователи в контексте анализа роли и эффектов медиа нередко подчеркивали "преимущественно отрицательное влияние медиа на эмоциональную, поведенческую, когнитивную сферы, более того, медиасреда рассматривается в качестве фактора угрозы психологической безопасности личности"[3]. Насколько аргументированы подобного рода выводы и утверждения?