Ценности профессиональной деятельности и жизненные ценности

Трудовые ценности и ценности профессиональной деятельности, их императивную силу как социального регулятора, условия формирования и развития нельзя понять и осмыслить вне контекста общих жизненных ценностей, особенностей культуры общества и его ментальности. Российское общество по приоритетам культурных ценностей и в их числе ценностей профессиональной деятельности заметно отличается от других, в частности западных, обществ.

"Специфической чертой русской культуры, – отмечает Б. А. Успенский, – является ее принципиальная полярность... Основные культурные ценности... располагаются в двухполюсном ценностном поле, разделенном резкой чертой и лишенном нейтральной аксиологической зоны"[1].

В основе российской ментальности лежит ценность радикальных способов решения проблем и нелюбовь к компромиссам, что выражается в своеобразном социально-политическое кредо: "кто не с нами, тот против нас", в делении мира на "мы" (народ) и "они" (власть, государство), на "своих" и "чужих". Нелюбовь к государству и его институтам удивительным образом сочетается с требованиями социальной защищенности и патерналистскими надеждами на государство.

В иерархии социальных ценностей россиян на высших позициях находятся ценности социальной защищенности (подразумевается – гарантированной государством), на средних – ценности гражданского общества (свобода, демократия, равенство), на низших – все, относящееся к вертикали подчинения и властным амбициям. Если российский человек связывает свои надежды с государством, его защитой и поддержкой, не особо полагаясь при этом на себя, собственную профессиональную деятельность, то понятно и его отношение к такой базовой ценности, как работа: она не занимает приоритетных позиций.

Идентификация отечественного работника со своим предприятием, учреждением, со своей профессией (специальностью) крайне низка. Вместе с тем без повышения степени интегрированности трудового сообщества, без изменения отношения к труду, в котором человек видел бы не только средство к существованию, но и поле реализации своей индивидуальности, своих внутренних потенций, трудно сегодня рассчитывать на серьезные экономические успехи.

Особенностью системы ценностей россиян является то, что выше ценится, чего не хватает (социальный порядок, богатство, обеспеченность), ниже – все, связанное с активностью человека как личности (индивидуальность, ответственность, терпимость, любознательность, творчество, открытость мышления).

Опрос группы студентов – будущих специалистов-менеджеров, обучающихся в Государственном университете управления (проводился в 2004 г.) – выявил достаточно любопытную картину распределения ценностей: студенты как завтрашние профессионалы на полярные места – первое и последнее – поставили соответственно ценности здоровья и коллективизма. Если в отношении здоровья особых вопросов нет, то вынесение коллективистских ценностей за скобки важнейших жизненных ценностей достаточно симптоматично. В какой-то мере – это реакция на их искусственное насаждение в массовое сознание в течение многих десятилетий.

Для сегодняшней учащейся молодежи куда более значимыми становятся индивидуалистские ценности.

Среди них первое место занимают ценности самоутверждения (самоуважение, обеспеченность, свобода) и ценности, как бы "инструментально" обеспечивающие самоутверждение (справедливость, честность, индивидуальность, независимость).

Второе место отдано группе статусных ценностей (статус, богатство, власть), которые связаны с занятием определенной, по возможности высокой позиции в обществе.

На третьем месте находится группа ценностей, которые можно назвать гражданскими (социальный порядок, социальная ответственность, социальная терпимость), их большинство респондентов считают важными, но не "своими".

Четвертое место (что удивительно, применительно к студентам!) занимает группа креативных ценностей (творчество, любознательность, открытость мышления). Даже в сравнении с общественным мнением населения России эти ценности заметно "проседают". Данный факт требует вдумчивого анализа и дополнительных эмпирический подтверждений, но ясно одно: студенческую молодежь больше всего заботит сегодня личностное самоутверждение и статусная позиция, нежели возможности реализовать свои творческие потенции в профессиональной деятельности.

Знание ориентаций различных социальных групп в пространстве жизненных ценностей позволяет находить нужные механизмы мотивационного регулирования поведения и в сфере профессиональной деятельности. Без этих знаний управленческие воздействия, скорее всего, не дадут желаемого эффекта.

Проблема материального достатка остается первой, центральной и больше других беспокоит россиян. Причем актуальность ее выросла за последние десятилетия.

Снижаются жалобы на недостаток культуры, воспитанности, а также на отсутствие политических прав. В первом случае, скорее всего, отражается то, что "мода" на самобичевание ушла в прошлое, во втором – массовое разочарование в новых политических институтах: права как будто имеются, а реального улучшения положения и реального участия рядового гражданина в государственном управлении нет.

На формирование трудовых ценностей оказывает существенное влияние уверенность в себе. Она то возрастает, то снижается, но выходит на вторую позицию среди того, чего человеку не хватает. За этим стоит, по-видимому, ощущение ненадежности тех опор (в виде знаний, профессиональных умений, квалификации и т.д.), на которых основывается позитивное восприятие самого себя. Высокий уровень неуверенности в себе деформирует систему ценностей личности, в ней начинают укрепляться традиционалистские, консервативные ценности, что препятствует принятию нововведений. Сейчас мы наблюдаем это очень наглядно в виде негативного массового отношения к различным реформам, проводимым правительством.

Что касается столь существенной переоценки "трудолюбия" и "хозяйственности", то произошло это не в результате реальных изменений (люди не стали трудолюбивее и хозяйственнее), а скорее всего, вследствие "когнитивной работы", т.е. переосмысления самих ценностей. Возможно также, что желаемое выдается за действительное, так легче примириться с реальностью ("трудолюбия-то хватает, достатка и порядка только нет").

Устойчивое и растущее большинство россиян выражает предпочтение "советскому" образцу скромных и гарантированных доходов. Понятно, что ожидание маленьких гарантированных зарплат нс предполагает серьезных трудовых усилий, особого трудолюбия.

Установка на то, чтобы "много работать и хорошо получать", остается характерной. Все менее популярным становится вариант "малого заработка при большом свободном времени" (по составу предпочитающих – это преимущественно женский выбор).

"Собственное дело" – вполне суровая реальность для немногих. Собственное дело хотят начать всего 6% россиян.

Для формирования трудовой и профессиональной мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни.

Ценности профессиональной деятельности выявляются посредством определения значимости различных сторон трудовой жизни:

• условий, организации и содержания труда;

• заработной платы;

• социального и профессионального статуса (квалификации, должности);

• возможностей профессионального роста;

• межличностных отношений;

• общественной полезности и престижа профессиональной деятельности.