Цель создания ВРМ

Основная цель создания ВРМ состоит в поддержке процесса разработки и трансформации требований стратегии предприятия на все его уровни управления (все структурные подразделения).

Кроме того, ВРМ-система позволяет предприятиям оценивать эффективность своей деятельности по отношению к установленным целям и управлять процессом их достижения. Понимание стратегических задач всеми сотрудниками рассматривается в качестве ключевого требования эффективного управления. Достижение цели создания ВРМ-систем возможно на базе объединения идей и технологий из следующих областей знаний, излагаемых в настоящем учебнике (рис. 3.11):

• теории целевого управления;

• теории системы сбалансированных показателей;

• теории обратных вычислений.

Такое объединение позволит получить систему, способную к управлению эффективностью бизнеса.

Рис. 3.11. База для построения систем управления эффективностью бизнеса

Связующим звеном и основой в таком объединении служит теория обратных вычислений. Объясняется это тем, что ни стратегическое управление, ни ССП не имеют под собой строгой математической базы, обеспечивающей процесс внедрения стратегии предприятия в практику управления. Пока такая база не будет внедрена, до тех пор стратегия, не принявшая форму бюджетных планов, останется благим пожеланием. Требуемая математическая база, изложенная в гл. 2, позволит реализовать не только сформулированную выше цель создания ВРМ-системы, но и переход от оценки качества работы предприятия с периодичностью раз в месяц, квартал или год к непрерывному слежению за финансово-хозяйственным состоянием предприятия.

ВРМ как концепция

Если считать, что ВРМ-системы являются одним их видов информационных систем, то тогда они вполне подпадают под трактовку комитета по стандартизации ВРМ Standards Group, в документах которого можно найти следующую характеристику: "Использование ВРМ позволяет бизнесу ставить стратегические цели, а затем, используя показатели, характеризующие их достижение, осуществлять менеджмент". В контексте общей стратегии предприятия основу ВРМ-системы составляют целевое управление и мониторинг системы сбалансированных показателей (КРI).

Сущность ВРМ-систем комитет Standards Group определил следующим образом [40, с. 15]:

ВРМ-сиетема – эго совокупность интегрированных, циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, гак и к операционной деятельности организации;

ВРМ-система позволяет предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям и управлять процессом достижения целей;

• ключевые ВРМ-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.

Интересно, что Standards Group упустила важнейшую основу, на которой должна базироваться ВРМ-система, – теорию целевого управления. Именно она обеспечила общество соответствующей теоретической базой. Не упоминает она и о необходимой математической платформе, позволяющей реализовать перечисленные пункты. Что это за платформа, понятно из гл. 2.

Следует подчеркнуть, что ВРМ – это не новая методология, ибо она не заменяет известные методы управления, базирующиеся на планировании, учете, анализе, регулировании и т.д. ВРМ – это новая идея, ориентирующаяся па синтез различных, уже известных идей и методов обработки информации, позволяющая решить главную проблему любого предприятия – объединение стратегического и оперативного управления.

ВРМ-система как программный инструмент воздействия на экономические процессы

Рассматривая ВРМ-систему в качестве программного инструмента, следует отделить ее от транзакционных информационных систем (TPS, transactions processing systems), каковыми являются, например, системы класса ERP. Эти системы предназначены для управления предприятием на детальном (транзакционном) уровне, в го время как ВРМ-система используется исключительно для управления на стратегическом уровне. ВРМ-система, не являясь транзакционной, не может заменить ВРМ-систему, так же как и ERP-система не может заменить ВРМ-систему. Они могут лишь дополнять друг друга. Эти системы предназначены для поддержки разных функций управления и на разных уровнях: ВРМ – на стратегическом, ERP – на оперативном (транзакционном).

В то же время ВРМ-систему нельзя путать и с системами поддержки принятия решений (decision support systemsDSS), ориентированными на информационную поддержку оперативных решений. В отличие от них ВРМ-системы ориентированы на систематическую поддержку стратегических решений, объединяющих цели управления.

ВРМ-системы также нельзя путать и с технологиями интеллектуальной поддержки бизнеса (BI-технологиями – business intelligence), так как они представляют собой набор методологий, процессов и технологий для переработки первичных данных в значимую и полезную информацию, используемую для управления бизнес-процессами и принятия решений. В их определении отсутствует упоминание возможностей, позволяющих предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям. Поэтому они могут лишь использоваться в ВРМ-системах в качестве дополнительных инструментов.