Цель современного воспитания

В быстроразвивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее. Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено для лучшего приспособления системы к рыночным условиям. Определены лишь главные требования: выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть хорошо обученным и воспитанным, инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым к самообразованию на протяжении всей жизни. Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по- прежнему подкупает своей емкостью и простотой идеал всестороннего и гармонического развития личности – цель, с которой наше общество и школа сроднились и к воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. За ней стоят совершенный человек, совершенное общество, полная достатка счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?! Трудности и ошибки в реализации цели воспитания, современное состояние общества, его возможности потребовали частичного сужения цели всестороннего и гармонического развития, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок стремится новая отечественная школа. И это вовсе не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает человеческое измерение таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

В образовательной системе России сохраняется преемственность целей. Наша страна имеет свою исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Следовать правильным курсом можно только развивая систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания и обучения. Их характерная особенность заключается в том, что они не привязаны к образовательно-воспитательной системе в целом, а отражают специфическую направленность различных типов учебных заведений. Законы РФ позволяют и даже требуют учитывать региональные особенности при определении целей и задач воспитания молодежи, однако не допускается противоречие национальной политике в области воспитания и образования. Учебным заведениям нужно ориентироваться на общие цели, выводить конкретные цели и задачи из общенациональных.

Установлено, что от качества формулировки цели зависят ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута. Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности – сегодня недостижима в нашем прагматичном обществе уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически – так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали все ее ОГЛАВЛЕНИЕ. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии. Размытые, невнятные, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания, – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки мало чего можно достигнуть. Задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части.

Конкретизация целей и задач – тоже отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается охватить той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки целей и задач.