Целостность личности как один из основных ориентиров развития лидера

Когда мы говорим о целостности по отношению к человеку, мы имеем в виду, прежде всего, внутреннее единство его личности, отсутствие раздвоенности, раздробленности характера, непротиворечивость поступков, способность оставаться самим собой в любой ситуации.

В рамках философских и психологических исследований целостность человека связывается, прежде всего, с его уникальностью и неповторимостью. При этом условием неповторимости, а значит, целостности человека выступает его автономность, способность к самоуправлению и самоорганизации.

Развитие способности к самоуправлению обеспечивает человеку возможность преодолевать возникающие противоречия[1]. В то же время личность, не умеющая разрешать противоречия или уходящая от таких решений, начинает подвергаться деформации, деградации, фрустрации и постепенно теряет подлинность.

Конечно, человек не всегда имеет представление об эффективных способах самоуправления и самоорганизации и может выбрать среди них отнюдь не оптимальный. Постоянно разрешая противоречия между своей целостностью и объективными условиями жизнедеятельности, человек вырабатывает определенный способ ее организации, который зависит не только от его природных особенностей, но и в значительной степени от его ценностей, установок, целей.

Можно выделить следующие грани (модальности) целостности лидера, которые выступают одновременно как "глаголы управления", с помощью которых он движется в пространстве деятельности и развития: хочу — могу — умею — должен — добиваюсь — делаю[2].

Модальность "хочу" отражает материальные и моральные потребности лидера, его внутреннюю мотивацию и является движущей силой в процессах его деятельности и развития.

Модальность "могу" отражает личностный потенциал лидера, который определяется как функция нескольких переменных: индивидуального опыта и уровня готовности к его практической реализации, уровня обучаемости, реального возраста и потенциала личностно-профессионального роста.

Модальность "умею" отражает уровень компетентности и рациональный опыт лидера в виде совокупности приемов, навыков, методик, способов, технологий.

Модальность "должен" отражает принятие лидером социальных требований и ценностей как личностных смыслов, включенность в социальное взаимодействие и ответственность за свои саморазвитие и самореализацию не только перед собой, по и перед другими.

Модальность "добиваюсь" отражает процесс целеобразования как формирования целей и целеполагания как их выбора.

Модальность "делаю" отражает процесс осуществления всех остальных модальностей в реальных поступках.

Помимо названных существует модальность "знаю", которая характеризует интеллектуальный потенциал лидера в виде накопленных гипотез, моделей, схем, теорий, методов, ощущений, представлений. Однако ее следует рассматривать как дополнительную по отношению к каждой из остальных.

Уровень согласования этих модальностей и особенности разрешения противоречий, постоянно возникающих между отдельными модальностями, обусловливают степень субъективной (в самоощущении) и объективной (в эффективной деятельности) целостности лидера.

Алгоритм движения лидера к целостности можно представить в виде последовательного осуществления системы выделенных глаголов управления (рис. 8.1).

При этом достигнутая целостность лидера будет проявляться в следующих основных качествах:

1) подлинность, т.е. способность выходить за рамки социальных ролей, открыто проявляя подлинные, свойственные

Рис. 8.1. Алгоритм движения лидера к целостности по "глаголам управления"

только данной личности, мысли, эмоции и поведение и принимая за это полную ответственность;

2) развитое самосознание, способное к выходу за пределы самого себя, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей;

3) духовность как качество, которое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека и социума и трансформировать деятельность в поведение, действия — в поступки;

4) социальная зрелость, способность принимать самостоятельные решения и нести за них личную ответственность, принимать, осознавать и оценивать противоречия жизни; самостоятельно, продуктивно разрешать их в соответствии с наиболее общими целями, нравственными идеалами;

5) совесть как инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутренний голос и позволяющая преодолевать противоречия между внутренним долгом и внешними обстоятельствами, между сказанным и сделанным, между своими и чужими интересами и т.п.;

6) баланс между интеллектуальным и творческим потенциалом, из которых первый способствует стабилизации и устойчивости существования личности в быстро меняющемся мире, а второй дает личности возможность саморазвития.

Значение целостности личности для лидера связано с тем, что она:

а) создает доверие к лидеру;

б) обладает огромным потенциалом влияния;

в) является основой для высоких моральных требований лидера к самому себе;

г) создает лидеру твердую репутацию;

д) означает, что лидер не может требовать от других больше, чем от себя;

е) помогает лидеру стать не просто умным, а надежным.