Цели и задачи уголовно-правового регулирования

Уголовный кодекс РФ не содержит каких-либо предписаний о целях и задачах уголовно-правового регулирования. Вместе с тем для отечественного законодателя стало уже традицией формулировать задачи уголовного кодекса. При этом в УК РСФСР 1922 г. выделялась одна задача, которой признавалась правовая защита государством трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказания или других мер социальный защиты (ст. 5); в ст. 1 УК РСФСР 1926 г. речь шла о такой задаче уголовного законодательства РСФСР, как охрана социалистического государства рабочих и крестьян и установленного в нем правопорядка от общественно опасных действий (преступлений) путем применения к лицам, их совершающим, указанных в Кодексе мер социальной защиты. Задачей УК РСФСР 1960 г. объявлялась охрана общественного строя СССР, его политической и экономической систем, личности, прав и свобод граждан, всех форм собственности и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств и дополнительно указываюсь на то, что для осуществления этой задачи УК РСФСР определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. В УК РФ 1996 г. в ч. 1 ст. 2 впервые закрепляется несколько задач Кодекса: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач – указано в ч. 2 данной статьи – настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства признаются преступлениями.

Как и ранее, в настоящее время в юридической литературе характеристика задач Кодекса обычно не исчерпывается только указанными законодателем и, кроме того, как правило, отождествляется либо подменяется задачами уголовного законодательства, уголовного права или уголовно-правового регулирования, их функциями или целями. Так, раскрывая ОГЛАВЛЕНИЕ ст. 2 УК РФ, некоторые авторы (Η. Ф. Кузнецова) обособляют в качестве задач, но не Кодекса, а уголовного законодательства, охранительную и предупредительную задачи, увязывая первую с охраной личности, ее прав и свобод, природной среды, иных интересов общества и государства от преступных посягательств, а также с обеспечением охраны мира и безопасности человечества, а другую – с недопущением (профилактикой) совершения преступлений. В то же время охранительная и предупредительная задачи именуются охранительной и предупредительной функциями, что дает основание считать их тождественными для уголовного законодательства, и в итоге – задачам Кодекса. Нередко перечисленные в ч. 1 ст. 2 УК РФ его задачи называются задачами уголовного права (В. П. Малков и др.). Сходным образом решается вопрос А. И. Бойцовым, который, говоря о задачах уголовного права, определяет их как явные (формализованные в уголовном законе) функции, отражающие понимание законодателем утилитарно-практического назначения уголовного права. Ссылаясь на ч. 1 ст. 2 к явным автор относит охранительную и предупредительную функции, по с учетом скрытых (латентных) функций основными функциями уголовного права рассматривает функции: превентивную, регулятивную, правовосстановительную, ценностно-ориентационную, социально-интегративную, системно-правовую, а также функцию интеграции с международными системами уголовно-правовой безопасности и функцию обеспечения легитимности государства. Ограничившись выделением только двух основных – охранительной и регулятивной – функций уголовного о права, А. И. Коробеев полагает, что их осуществление подчинено задачам и целям уголовно-правового регулирования: общей задачей уголовно-правового регулирования автор не исключает возможность признать "всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизацию ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках"; конкретными, специфическими задачами рассматривает указанные в ст. 2 УК РФ: а) охрану интересов личности, общества и государства; б) обеспечение безопасных условий существования всего человечества и в) предупреждение преступлений. Под целями уголовно-правового регулирования автор имеет в виду цели уголовной ответственности (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение новых преступлений) (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Представляется, что для отождествления или подмены функций, с одной стороны, с целями и задачами – с другой, нет никаких оснований.

И действительно, что такое функция? Известно, что в методологической литературе с термином "функция" принято связывать не просто роль, значение чего-либо, а нечто, представляющее собой такое отношение элемента к целому, которое делает действие элемента с точки зрения "интересов" данной системы целесообразным и таким образом служит обеспечению сохранения целого. Если под правом как таковым подразумевать совокупность юридических норм, то очевидно, с позиций приведенного определения интересующего нас термина признание за правом регулятивной функции не должно вызывать каких-либо возражений. Более того, не будет лишним в этой связи подчеркнуть, что именно в регулировании и состоит основная социальная ценность всякой юридической нормы. Но поскольку функции нс зависят от воли и сознания человека, то вряд ли допустимо включать в число функций охрану, предупреждение, обеспечение, воспитание и другие результаты, которые государство или общество стремится достичь с помощью уголовно-правового регулирования.

В отличие от функции, цель и задачи – явления нс объективного, а, напротив, субъективного порядка, свойственные деятельности людей, характеризующие ее с внутренней стороны. Исходя из таких представлений, следует согласиться с тем, что можно рассуждать о целях и задачах уголовно-правового регулирования, принятии, введении в действие или применении УК РФ, но только никак о целях и задачах самого Кодекса – это, во-первых. Во-вторых, не составляя тождество функциям, цели и задачи отличаются и друг от друга: первое отражает некоторый желаемый результат, второе – то, как может или должен быть он достигнут. Называя в связи с этим вещи своими именами, можно в итоге прийти к выводу о том, что в ч. 1 ст. 2 УК РФ в действительности речь идет не о задачах, а о целях уголовно-правового регулирования, которыми являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Что же касается ч. 2 ст. 2, то для осуществления этих целей в УК РФ решаются задачи закрепления основания и принципов уголовной ответственности, определения того, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и установления видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.