Цели и задачи различных процедур банкротства

Согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) применяются следующие процедуры банкротства:

• наблюдение;

• финансовое оздоровление;

• внешнее управление;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение.

Все эти процедуры банкротства вводятся арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о признании должника банкротом. Для проведения этих процедур арбитражный суд назначает арбитражного управляющего:

• в процедуре наблюдения – временного управляющего;

• при финансовом оздоровлении – административного управляющего;

• во внешнем управлении – внешнего управляющего;

• в конкурсном производстве – конкурсного управляющего.

Наблюдение

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом, которое может подать или сам должник, или конкурсный кредитор, или уполномоченный орган. Поскольку дело о банкротстве должно быть рассмотрено в семимесячный срок с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, наблюдение должно быть завершено в течение этого срока.

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.

Введение процедуры наблюдения предполагает, что кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам (за исключением текущих платежей) могут предъявить свои требования к должнику только в рамках законодательства о банкротстве, при этом запрещается прекращение денежных обязательств путем зачета, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Важное последствие введения наблюдения – приостановление выполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям и снятие арестов и других ограничений на имущество должника, кроме исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате авторского вознаграждения, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также морального вреда.

Кроме того, следствием введения процедуры наблюдения является ряд ограничений на полномочия органов управления должника. Например, согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также связанные с получением и выдачей займов и кредитов, выдачей поручительств и гарантий, переводом долга, уступкой прав требований и учреждением доверительного управления имуществом, органы управления должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего.

После введения процедуры наблюдения органам управления должника запрещено принимать такие решения, как о реорганизации и ликвидации, создании юридических лиц (и участии в них или в объединениях юридических лиц), филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли между учредителями, размещении облигаций и других эмиссионных ценных бумаг (кроме акций), выходе из состава учредителей должника.

Собственнику имущества должника – унитарного предприятия запрещено давать согласие на создание должником юридических лиц, участие в них, а также на создание филиалов и открытие представительств.

Для того чтобы определить, возможно ли восстановление платежеспособности предприятия в ходе проведения процедур банкротства, а также обосновать целесообразность введения соответствующей процедуры, временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия. Для этого он может привлекать на договорной основе специалистов или специализированные фирмы с оплатой их деятельности за счет средств должника.

Принципы и условия, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при проведении финансового анализа, определены в Постановлении Правительства РФ от 25 июня 2003 г № 367 "Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа".

При проведении финансового анализа временный управляющий использует документы бухгалтерского учета и отчетности предприятия, достоверность которых подтверждена аудитором в случае, если ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ. Если на предприятии отсутствуют документы, достоверность которых подтверждена аудитором, временный управляющий вправе привлечь для этих целей аудитора, услуги которого оплачиваются за счет средств предприятия-должника.

Анализ финансового состояния проводится на основании результатов ежегодной инвентаризации, проводимой на предприятии, статистической отчетности, отчетов оценщиков, учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, смет, планов, калькуляций. Необходимы для проведения финансового анализа также положение об учетной политике, в том числе для целей налогообложения, рабочий план счетов бухгалтерского учета, схема документооборота, организационная и производственная структура предприятия, отчетность филиалов, дочерних и зависимых обществ, структурных подразделений, а также материалы налоговых проверок, судебных процессов, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

При проведении наблюдения обязательной является проверка временным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, которая проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 "Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства".

При проведении проверки за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, арбитражным управляющим исследуются учредительные документы, бухгалтерская отчетность предприятия, договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, перечень дебиторов и кредиторов, сведения об аффилированных лицах, материалы судебных процессов и налоговых проверок и ряд других документов.

Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в два этапа.

На первом этапе необходимо провести анализ значений и динамики коэффициентов, которые характеризуют платежеспособность, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с "Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа". Если установлено существенное ухудшение значений двух и более коэффициентов, временный управляющий проводит второй этап, который заключается в выявлении сделок и действий органов управления предприятия-должника, ставших причиной такого ухудшения, устанавливается соответствие сделок и действий органов управления законодательству РФ, выявляются сделки, заключенные на условиях, не соответствующих рыночным, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие предприятию реальный ущерб.

По результатам анализа делается вывод о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства или о невозможности проведения проверки при отсутствии документов, необходимых для ее проведения.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника. Для этого так же, как при определении признаков преднамеренного банкротства, должен производиться анализ динамики и значений коэффициентов, которые характеризуют платежеспособность предприятия-должника. Если анализ коэффициентов указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов без особого осложнения или прекращения его хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства. Однако, если результаты анализа указывают на отсутствие таковой возможности, необходимо сделать вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства.

По результатам проверки арбитражный управляющий составляет заключение о наличии либо отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, которое представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. В случае, если в заключении о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, данное заключение направляется в органы предварительного расследования.

После завершения анализа финансового состояния предприятия и установления размера требований кредиторов и составления реестра требований кредиторов проводится первое собрания кредиторов. Согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) кредиторы предъявляют свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

Требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда и должны быть рассмотрены судьей арбитражного суда в течение месяца с даты истечения срока их предъявления. Если требования предъявлены по истечении 30-дневного срока, они подлежат рассмотрению после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Дату проведения первого собрания кредиторов определяет временный управляющий, он же уведомляет об этом всех конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников предприятия-должника, представителя учредителей или представителя собственника имущества унитарного предприятии. Уведомление направляется по почте не позднее 14 дней до даты проведения собрания или другим способом, обеспечивающим его получение не позднее пяти дней до проведения собрания кредиторов.

Правом голоса на первом собрании кредиторов обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых внесены в реестр требований кредиторов.

В компетенцию первого собрания входят принятие решения о введении финансового оздоровления или внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством, принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов.

Первое собрание кредиторов также определяет кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, а также дополнительные требования к этой кандидатуре (при необходимости). Дополнительными требованиями могут быть:

• наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

• наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

• проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

На первом собрании кредиторов может быть выбран реестродержатель из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией. Привлечение реестродержателя является обязательным, если количество конкурсных кредиторов превышает пятьсот. Реестродержатель должен быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и работать в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.