Цели и задачи международного менеджмента

Компания, выходящая на международный рынок, и, соответственно, ее менеджмент могут выбрать один из двух подходов:

1) количественный рост - экспансия рынка;

2) качественное развитие - использование возможностей глобальных сетей, информационно-коммуникационных технологий, международных финансовых рынков, интернационального кадрового потенциала.

При этом компания ставит следующие цели и соответствующие им задачи:

1. Освоение новых рынков сбыта:

o ориентация компании на международный маркетинг;

o международная сегментация бизнеса;

o ориентация на индивидуальные потребности клиентов.

2. Доступ к эффективным ресурсам:

o использование возможностей международного бизнес-сервиса в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания операций;

o обеспечение совместимости информационно-коммуникационных технологий с глобальным информационным пространством;

o использование кросскультурного менеджмента.

3. Использование возможностей международной внешней среды:

o выбор организационных форм международного менеджмента;

o комплексный анализ внешней среды для выявления источников конкурентных преимуществ компании.

Сочетание лучших национальных образцов управления с их адаптацией к специфике разных стран превращает международный менеджмент в систему управления знаниями, для которой собираемая и анализируемая во всем мире информация становится главным стратегическим ресурсом, а адаптивность (культурная, правовая, экономическая, ситуационная, политическая и социальная) - главным стратегическим оружием. Специфика международного менеджмента зависит от уровня интернационализации деятельности компании.

Причины интернационализации бизнеса

Интернационализация компании - важное управленческое решение, принимаемое высшим руководством компании с учетом факторов влияния окружающей среды, имеющихся у компании ресурсов и компетенций руководителей. Упрощенная схема взаимодействия данных факторов представлена на рис. 2.1.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с японской компанией Котами. В начале 60-х гг. XX в. японская компания Котами представляла собой небольшого производителя узкого ряда наземных транспортных средств неопределенного качества, которые реализовывались на защищенном японском рынке. Когда руководство узнало

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на решение об интернационализации компании

о предстоящем создании совместного предприятия между Caterpillar (США) и Mitsubishi (Япония), которое Caterpillar рассматривал как средство вхождения на японский рынок, Komatsu решила принять превентивные меры и оперативно подписала лицензионные соглашения с рядом родственных фирм в США, чтобы модернизировать свою продукцию. Далее Komatsu разработала программу внутреннего маркетинга под слоганом "Окружить Катерпиллер", основной задачей которой было достичь качества Caterpillar и одновременно снизить себестоимость продукции.

В ходе реализации указанной программы Komatsu пришла к решению об интернационализации своей деятельности и начала с прямого экспорта как первого шага к международному менеджменту. В качестве зарубежных целевых рынков Komatsu выбрала близлежащие страны Азии, затем Ближний Восток и другие рынки третьего мира. Укрепление позиций Komatsu позволило начать и реализовать программ}' автоматизации производства и разработать новые конкурентоспособные товары, была создана собственная дилерская сеть в Европе и США. Наконец, с начала 1980-х гг. Komatsu захватывает собственную долю рынка в США. Последовавшее в 1984 г. удорожание доллара относительно йены явилось дополнительным благоприятным фактором, позволившим Komatsu захватить около 25% рынка США, потеснив Caterpillar.

Двадцатилетняя интернационализация Komatsu привела к тому, что эта некогда заурядная японская национальная компания стала крупнейшей международной компанией и заняла второе место в мире среди производителей наземного транспортного оборудования. Как видно на примере Котами, первый шаг к масштабной интернационализации компании - осуществление экспортно-импортных операций. В случае Котами вначале был импорт технологий через механизм международных лицензионных соглашений, затем - экспорт конечной продукции (наземные транспортные средства и запасные части к ним).

Выход компании на мировой рынок будет обоснован в том случае, когда снижение производственных затрат с избытком перекрывает рост расходов, связанных с увеличением расстояния. Выход на международный уровень имеет большое значение, когда минимальный эффективный масштаб деятельности очень велик по отношению к размеру всего внутреннего рынка страны, в которой учреждена компания, и расходы, связанные с увеличением расстояния, не слишком высоки. Указанная закономерность и легла в основу создания единого европейского рынка. Европейские компании не конкурентоспособны, так как не могут достичь минимального эффективного масштаба деятельности, а следовательно, и снижения расходов, поскольку в Европе расходы, связанные с доставкой, были очень велики. Требовалось их значительное снижение или даже исключение, чтобы международные компании имели экономически эффективную возможность роста. Для этого в странах ЕС были сняты многие искусственные барьеры, препятствовавшие торговому обмену внутри Европы, такие как сдерживающие национальные стандарты, бюрократизм, волокита и т.д. Затем отмена государственного регулирования в области перевозок намного удешевила перемещение товаров по Европе. Наконец, с введением единой валюты -евро исчезли затраты, связанные с ведением административной и финансовой деятельности в разной валюте. Эти меры привели к значительному оживлению коммерческих отношений между странами ЕС и увеличению числа европейских компаний, выходящих на международный рынок.