Цели и задачи государственной информационной политики

Цель государственной информационной политики является одним из важнейших элементов содержания данной политики. Понятие "цель" раскрывается в специальной литературе как "необходимый, желаемый или проектируемый результат предпринимаемого действия, поступка, деятельности или процесса" (39, 311).

Цель государственной информационной политики характеризует достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики. Цель названной политики может быть определена как духовные блага, как результат реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, как результат разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни в информационной сфере и результат общественной поддержки государственной политики в названной области.

Иначе говоря, цель государственной информационной политики определяется как духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества.

Цель государственной информационной политики определятся субъектом, обладающим публичной властью, исходя из того, что ее достижение, с одной стороны, будет способствовать реализации его идеологической программы, а с другой — может быть поддержано необходимым финансовым, кадровым, методическим и техническим потенциалом государства.

При определении цели государственной информационной политики учитывается общественная поддержка деятельности государства в выборе прогнозируемого результата.

Выделяются следующие наиболее важные свойства цели государственной информационной политики.

Во-первых, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и отражает представление субъекта, обладающего публичной властью, о возможностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представителей гражданского общества, коммерческих и политических организаций к совместной деятельности по разрешению наиболее острых противоречий социально- экономического и политического развития общества.

Во-вторых, цель формулируется в терминах, не обладающих юридической или математической определенностью и существенно ограничивающих возможность использования методов естественных наук для оценки степени ее достижения и получения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях.

В-третьих, формулировка цели имеет, как правило, лозунговую форму, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государственных органов и должностных лиц, участвующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания) со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных социальных групп общества.

Цель государственной информационной политики определяется положениями идеологической программы субъекта политики, получившего легитимным путем право на обладание публичной властью (т.е. мандат доверия со стороны общества к субъекту политики и его политической программе), а также правовых норм, регулирующих отношения в области воздействия государства на информационную сферу общества.

Так, например, как показывает анализ политики США на современном историческом этапе, несмотря на политические приоритеты, определяемые лидерами политических партий, приводящих к власти президентов, цель государственной информационной политики США остается неизменной. Эта цель заключается в сохранении информационного превосходства в развитии информационной инфраструктуры, во влиянии на международное общественное мнение и в стимулировании распространения ценностей "американского образа жизни" в качестве образца для подражания в других странах.

Судя но политическим документам Президента РФ, целью государственной информационной политики России является содействие устойчивости общественного развития, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики (40).

Например, в Стратегии развития информационного общества в России, официальном документе государства, главной целью определено "повышение качества жизни граждан" как духовное благо (41). Его же можно представить как интегрированный показатель (параметр) общественной зрелости и условие содействия устойчивости общественного развития в целом.

Учитывая, что в реализации государственной информационной политики принимают участие различные государственные органы и должностные лица, цель данной политики может быть декомпозирована на частные цели, стоящие перед этими субъектами реализации государственной политики.

Так, в Концепции информационной политики судебной системы России в качестве целей государственной информационной политики определены содействие гармонизации отношений судебной власти и общества, пониманию гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганда идей правосудия, а также объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации (42).

Федеральная антимонопольная служба России к целям своей информационной политики отнесла повышение "открытости деятельности антимонопольных органов, предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках на основе установления правил раскрытия информации о деятельности Службы", а также определение порядка "размещения информации на ее официальном сайте" (43).

В концепции информационной политики Сахалинской области цель государственной информационной политики сформулирована как "консолидация и стабилизация гражданского общества, развитие информационного общества; создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг; формирование благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала" (44).

Приведенные примеры показывают, что цели государственной информационной политики отдельных органов государственной власти в целом корреспондируются с предложенной формулировкой цели государственной информационной политики России.

Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития, связанном с достижением цели государственной информационной политики.

Необходимость введения понятия "задача государственной информационной политики" предопределена тем, что процесс общественного развития и политическая борьба, в частности, носят динамичный характер, обусловленный воздействием как объективных, так и субъективных факторов социальной обстановки и соотношения сил субъектов политики.

В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вынужден в рамках достижения цели государственной информационной политики периодически корректировать формулировки политических задач, и соответственно — уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использования ресурсов государства.

Наличие задач государственной информационной политики позволяет разбить процесс достижения цели государственной информационной политики на интервалы и выделить ее наиболее важные этапы, для которых могут быть сформулированы "желаемые" результаты деятельности субъектов государственной информационной политики.

В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи государственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач государственной информационной политики требуется относительно длительное время — от нескольких лет до десятилетий.

Выполнение краткосрочных задач государственной информационной политики требует значительно меньшего времени — неделей или месяцев.