Цели и методы диагностики функциональных состояний

Интерпретация ФС как системного объекта, представляющего собой структуру актуализируемых для решения рабочих задач в конкретных ситуативных условиях внутренних средств, предполагает применение особой методологии диагностики и оценки ФС. Она разработана на основе представлений о том, что в процессе выполнения работы структурные перестройки состояния как целостной системы обеспечения деятельности происходят на трех разных уровнях:

1) на физиологическом, или активационно-энергетическом уровне, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: центрального и периферических отделов нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;

2) психологическом уровне, включающем два подкласса проявлений: а) подкласс операционального обеспечения деятельности со стороны задействованных непосредственно в процессе решения трудовых задач сеисомоторных и когнитивных; б) подкласс рефлексивной оценки изменений собственного состояния, представляющей субъекту информацию для корректировки поведения с учетом самооценки состояния;

3) поведенческом уровне проявлений, где во внешнем плане представлены результаты функционирования сложившейся на определенный момент времени системы регуляции деятельности.

Системное понимание природы ФС определяет особую стратегию сбора первичных данных при проведении эмпирических и экспериментальных исследований – регистрацию информативных показателей проявлениях ФС на каждом из перечисленных уровней в соответствии со спецификой выполняемых задач и требованиями к актуализации профессионально важных функций работника.

В соответствии со всем сказанным выше конкретные методы диагностики ФС могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие [5; 9; 15].

1. К физиологическим методам относятся следующие три обобщенные подгруппы методов сбора диагностических показателей:

1) биохимические; 2) методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);

3) электрофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР и др.).

2. К числу психофизиологических методов относятся такие широко известные тестовые испытания, как критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), методика оценки динамики последовательных образов, психомоторные пробы и пр.

3. Психологические методы представлены тремя основными подгруппами: 1) объективирующие психометрические тесты – когнитивные (тесты на память, внимание, мышление, переработку потоков информации и др.) и исполнительские (время реакции, тесты на слежение, миокинетический тест и др.); 2) субъективные тесты – опросники; методики субъективного шкалирования; стандартизованные интервью; 3) проективные тесты (тест Люшера; методика "Рисунок несуществующего животного" и др.).

4. В группу поведенческих методов входят две основные подгруппы: 1) методы количественного анализа результативности деятельности: оценка производительности труда, хронометраж; анализ продуктов деятельности; анализ ошибок и неправильных действий; 2) методы качественного анализа поведения: стандартизованное наблюдение; анализ речевого поведения; анализ паттернов глазодвигательных реакций; анализ мимики и пантомимики; анализ группового поведения.

Следует отметить, что в связи с ростом актуальности многоуровневой системной оценки ФС и появлением новых возможностей, предоставляемых развитием компьютеризованных средств сбора и регистрации данных, ближайшая перспектива развития диагностики ФС заключается в широком освоении новых методов и технологий:

• экспресс-методик для оценки гормональных сдвигов (биохимические мини-лаборатории);

• портативных устройств для дистанционной полирегистрации физиологических параметров;

• технологий компьютерной видеорегистрации поведения;

• компьютеризованных программ для анализа двигательной активности;

• методов бесконтактной регистрации движения глаз (включающих стратегии обработки информации, построение "ландшафтов внимания" и пр.).

Грамотный подбор и применение описанных методов необходимы на первом этапе диагностической работы для сбора первичных показателей ФС. Далее, на втором этапе диагностики ФС, проводится работа по многомерной обработке данных с целью получения интегральных показателей наличного ФС. Для получения содержательно интерпретируемых показателей, соответствующих решению стоящих перед психологом диагностических задач, в прикладных исследованиях используются различные стратегии интеграции данных, служащие основой для вынесения обоснованного диагностического суждения (табл. 13.3) [26; 40]. ПоВперед реконструкция структуры взаимосвязей между разноуровневыми показателями, обоснованная результатами статистической обработки данных, позволяет охарактеризовать специфику синдрома ФС и на этой основе дать точный "портрет" ФС на момент проведения диагностического обследования [7].

Таблица 13.3

Типы диагностических задач и стратегии интегративной оценки данных

Диагностическая задача

Диагностическая

направленность

Базовые

логические

операции

Формальные процедуры

Различение

состояний

Классификация ФС по эмпирическому основанию (например, адекватности ФС требованиям выполняемой деятельности)

Сравнение

• Частотный анализ.

• Экспертные оценки.

• Алгоритмы распознавания образов

Оценка динамики состояний

Выделение стадий в развитии ФС (например, фазы динамики работоспособности)

Упорядочение в рамках единой шкалы

• Дисперсионный анализ.

• MANOVA.

• Регрессионный анализ

Качественная спецификация состояний

Содержательная интерпретация конкретного синдрома ФС (например, острое или хроническое ФС)

Структуризация многомерных признаков

• Корреляционный анализ.

• Факторный анализ.

• Кластерный анализ

Очевидно, что решение поставленных диагностических задач выступает как необходимый начальный этап любой прикладной работы по оптимизации ФС. На этой основе психолог принимает решение о необходимости проведения профилактических и (или) коррекционных мероприятий, а также формулирует цели и конкретные задачи оптимизационной работы.