Цели финансового менеджмента на предприятии

Финансовый менеджмент как механизм управления движением финансовых ресурсов направлен на достижение стратегических целей фирмы, т.е. целей се развития на долгосрочную перспективу. Такими главными стратегическими целями в финансовой сфере выступают доходность, надежность и ликвидность. Эти главные цели не могут быть достигнуты одновременно и представляют собой так называемый "магический треугольник" целей финансового менеджмента (рис. 1.6). Приоритетность той или иной цели (подцели) устанавливается менеджером или собственником предприятия, исходя из их восприятия личных целей и теорий организации бизнеса в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.

Рис. 1.6. "Магический треугольник" целей финансового менеджмента

Основным принципом, на который опирается современная теория и практика финансов, заключается в том, что финансовые менеджеры должны стремиться к максимизации ценности компании для акционеров, т.е. ценности собственного капитала компании.

Именно акционеры (владельцы компании), формирующие собственный капитал, дают начало новому бизнесу и принимают па себя самые значительные риски. В то время как доходы иных участников бизнеса, предоставивших капитал в других формах (кредиторов, партнеров но совместной деятельности), относительно защищены, гарантированы и постоянны, доход акционеров не гарантирован и не постоянен (компания не обязана выплачивать дивиденды, а их размер зависит от прибыли компании; рост же стоимости акций на рынке также не может быть гарантированным и постоянным). Поскольку акционеры несут наибольшие риски, они должны больше других выигрывать в результате роста бизнеса компании.

Однако возможности применения данного критерия на практике не всегда очевидны вследствие следующих причин:

а) критерий основан на вероятностных оценках будущих денежных потоков и риска, а следовательно, может дать неверные результаты при оценке, например, эффективности финансовых решений на молодых быстрорастущих предприятиях - стартапах;

б) определение рыночной цены затруднено для фирм, не котирующихся на фондовых биржах;

в) критерий может быть неприемлем в ситуации, когда выкуп контрольного пакета акций предприятия финансируется за счет новой эмиссии или с помощью кредитов, которые должно погасить само предприятие (leverage buy-out); обычно такой выкуп производится менеджерами фирмы (в этом случае он носит название management buy-out). Такое предприятие обычно действует в условиях высокого уровня долга, а потому низкой стоимости собственного капитала;

г) перед предприятием могут ставиться иные задачи (социальные цели, благотворительность и т.п.).

В качестве альтернативных целевых функций финансового менеджмента можно предложить максимизацию:

o прибыли;

o прибыли в расчете на акцию (earnings per share, EPS);

o доходности собственного капитала (returns on equity, ROE).

Однако альтернативные варианты не свободны от серьезных недостатков, не позволяющих им выступать в качестве целевых показателей финансового менеджмента.

К сожалению, все указанные выше альтернативные варианты страдают от существенного числа недостатков, не позволяющих им стать основополагающими целями деятельности бизнеса. Например, максимизация прибыли, как правило, очевидна в краткосрочном периоде и не принимает в расчет долгосрочную перспективу развития компании. Иногда возможно добиться максимизации прибыли в конкретном году, занимаясь видами деятельности, убыточными для бизнеса в долгосрочном периоде. Таким образом, компания максимизирует прибыль текущего года, уменьшив прибыли следующих лет. Максимизация прибыли также не принимает в расчет риски, связанные с потоком доходов. Иногда возможно увеличить прибыли, участвуя в высокорискованных венчурных проектах или используя высокорискованные методы привлечения финансовых ресурсов, однако это может привести, в конце концов, к банкротству компании.

Другая сложность в использовании принципа максимизации прибыли как основополагающего для компании заключается в том, что прибыль измеряется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Здесь можно выделить следующие недостатки этого показателя [Теплова, 2007]:

1. Учет амортизации и изменения амортизационной политики на разных этапах жизни компании. Реальная амортизация по годам (износ основных фондов) не всегда укладывается в схемы бухгалтерских стандартов учета амортизации. Если реальная амортизация замедляется, то бухгалтерская прибыль оказывается заниженной. Особенно это занижение затронет новые проекты, а по старым проектам возможно завышение истинной величины прибыли.

2. Учет инфляции. Инфляция в большей степени затрагивает величину доходов (выручки), чем издержек, кроме того, по различным элементам издержек темпы инфляции различны, что не может не сказаться на величине как фактической, так и планируемой в качестве целевого показателя прибыли.

3. Возможности манипуляции финансовыми показателями. Для снижения налоговых платежей или создания благоприятного мнения на рынке о развитии дел компании (так называемое украшение витрин - window dressing) выбор среди доступных методов ведения бухгалтерского учета (например, выбор метода учета запасов) позволяет манипулировать значением прибыли.

4. Издержки рассматриваются как свершившиеся (фактически имевшие место как результат единственно возможного хода событий) издержки, прописанные в стандартах.

Альтернативные доступные варианты затрат не принимаются во внимание. В издержках не отражаются издержки привлечения и использования собственного капитала.

Наконец, прибыль измеряется в абсолютных денежных величинах м является, как правило, производной от размера компании и масштаба бизнеса. Обычно отчетная прибыль крупных фирм выше, чем прибыль относительно небольших компаний, однако это не всегда означает, что более крупные фирмы работают более успешно, чем мелкие. Поэтому относительные показатели - показатель прибыли на акцию или прибыли как процента от суммы, инвестированной в компанию ее акционерами (рентабельность собственного капитала), - более информативны и их максимизация более приемлема как цель финансового управления. Однако эти цели также опираются на бухгалтерские показатели прибыли текущего года и не учитывают риски.

Таким образом, максимизация ценности компании для акционеров наиболее адекватна в качестве основной целевой функции управления. В отличие от бухгалтерской прибыли, этот критерий имеет долгосрочный характер и (по крайней мере для публичных компаний) он может быть измерен достаточно объективно рыночной ценой обыкновенных акций компании. Цены на обыкновенные акции на развитых финансовых рынках в большой степени коррелируют с будущим изменением денежных потоков фирмы и связанными с этим рисками. Соответственно задача максимизации ценности компании принимает в расчет фактор времени и фактор риска, связанного с получением денежных потоков от функционирования бизнеса.