Целеполагание и целеосуществление

Как и всякая деятельность, работа педагога немыслима без целеполагания. Целевая деятельность – высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли), которая придает ценность личности, обусловливает ее этическую значимость. "Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть квалифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс"[1].

Цель воспитания подрастающих поколений – прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Рассмотрим с этой точки зрения концепцию немецкого социолога Манхейма, который пытался осмыслить цели образования в период перехода от раннего либерализма к государственному регулированию. В первом случае, по мнению Манхейма, господствовало фрагментарное образование. Эта концепция рассматривала образование как более или менее самостоятельную область жизни. Для нее были характерны школы, в которых учителя преподавали предметы, указанные в программе. Успехи учащихся и косвенным образом способности преподавателей определялись с помощью системы оценок. Устраивались письменные экзамены, и если учащиеся успешно их выдерживали, считалось, что цель образования достигнута[2].

В период государственного регулирования капитализма, по мнению Манхейма, изменилась и цель образования. Осознание потребности интеграции с жизнью общества школы оказало различное влияние на последнюю, что привело к интегральной концепции школьной программы. Лучше всего это можно показать на примере этического воспитания. Раньше, когда мораль считалась независимой частью жизни общества, организаторы образования думали, что проблема может быть легко решена, если включить в программу религиозное или этическое воспитание.

Однако совершенно очевидно, что такое включение неэффективно, не достигает цели, пока религиозное или этическое воспитание не связано с другими частями школьной программы. На формирование характера оказывает влияние все, чему мы учим, и еще в большей степени, как мы учим. Социальная организация школы, социальные роли учащихся и учителей, преобладание духа конкуренции или сотрудничества, наличие возможности групповой или индивидуальной работы – все эти факторы способствуют формированию личности.

"Тенденция к интеграции достигает высшей точки, когда мы не только на практике, но и в теории откровенно признаем, что образование – это всего лишь один из многих социальных факторов, воздействующих на поведение человека, и как таковой, хотим мы этого или нет, всегда служит социальным целям и сознательно направлен на формирование определенных типов личности"[3].

Цель – это идеальное представление о результатах педагогической деятельности. Однако она складывается на основе реальных предпосылок. Задумавшись над тем, как сделать процесс обучения эффективным, преподаватель исходит из реальных объективных факторов. Но будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна. В этом смысле можно говорить о том, что цель многовариантна. Развитие без цели бессмысленно. "Ряд изменений без известной исходной точки, – пишет В. С. Соловьев, – и продолжающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием общего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Если, как было сказано, понятие цели предполагает понятие развития, то точно так же последнее необходимо требует последнего"[4].

По мнению Сартра, цель невозможно осуществить, если она находится для нас в недосягаемом будущем. В этом случае связь целей и средств носит конкретный характер, при том, что цель как идеал играет роль императива. В. Франкл рассматривает понятие цели в терминах смысла. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен и может быть реализован именно этим человеком и никем другим. Только тогда он приобретает значимость, удовлетворяющую его собственное стремление к смыслу.

"Целеполагание – это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соответствие их с ОГЛАВЛЕНИЕм и поставленной целью воспитания"[5].