Цель

Ряд компаративистов традиционно сводят цель сравнительной педагогики к поиску практического заимствования зарубежного опыта образования. Так, Дж. Бередей подчеркивал, что "основная цель сравнительного образования – его практическое применение". К. Оливера, оппонируя такому взгляду, замечает, что сравнительная педагогика не пренебрегает "практическими" аспектами, но стремится к глубокому пониманию явлений в сфере образования, оставляя зачастую в стороне различия, вытекающие из конкретных условий каждого общества.

Развивая тезис К. Оливеры, можно говорить о том, что цель сравнительной педагогики состоит в объективном, всестороннем, критическом, сопоставительном анализе школы и педагогики, поиске эффективных путей научного изучения и корректирования современных процессов, происходящих в мировой педагогике и образовании. Сравнительная педагогика занята подведением знаменателей педагогических поисков, критической интерпретацией достоинств и недостатков в сфере воспитания и обучения. Она выполняет посредническую роль, преодолевая расхождения между научно обоснованными установками развития образования и реалиями школьной политики и практики. При этом выявляются и научно изучаются основные тенденции развития теории и практики образования; даются характеристики основных педагогических идей, общих и особенных черт образования в различных регионах и странах, формулируются универсальные, прогностические идеи о вариативном и инвариантном развитии педагогики и образования.

Задачи

Задачи сравнительной педагогики классифицируются как преимущественно академические или прикладные (Г. Ноа, Б. Холмс). Предлагаются соответственно четыре задачи: 1) описание процессов и/или результатов систем образования; 2) научное обоснование практики воспитания и обучения, деятельности образовательных учреждений; 3) выявление взаимосвязей между социумом и образованием; 4) формулировка обобщений на материалах образования более чем одной страны. В предложенной классификации первые две задачи характеризуются как прикладные, последние две – как академические.

Б. Холмс, обосновывая подобное разделение задач сравнительной педагогики, пишет, что различие заключается в той мере, с какой компаративисты как теоретики подходят к прогнозированию образовательной политики, обосновывают возможные ее последствия, а как практики участвуют в разработке политики, информируют власть о положительных и отрицательных последствиях и результатах реализации той или иной стратегии. Б. Холмс предлагает не ограничивать задачи сравнительной педагогики изучением, сравнением и анализом школьных проблем, а расширять их за счет исследования планирования образовательной политики и стратегий реформирования образования. Постановка таких задач, считает Холмс, соответствует стремлению более полно осознавать фундаментальные тенденции развития систем образования и вносить вклад в теоретическое обоснование образовательных реформ не на основе вымыслов и мифов, а с учетом тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами.

Задачи сравнительной педагогики на современном этапе наполняются конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм. Речь идет о поиске эффективных условий подготовки к деятельности на интегрированных рынках труда и образования; формулировании педагогических ответов на диверсификацию учебных программ при сокращении объема универсального образования и усилении профессионального, специализированного обучения; разработке научно обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования; инвариантного и вариантного в системах образования и т.д.

Специфические задачи решает российская компаративистика. В их числе:

– изучение педагогики и школы стран, сходных и контрастирующих с педагогикой и школой в России;

– исследование российских и зарубежных инноваций в педагогической теории и практике;

– изучение идей и практики образования в многонациональных социумах;

– выявление путей вхождения в мировое образовательное пространство.