Труд как универсальное общественное явление

Принято считать, что явления, изучаемые общественными науками, существуют объективно, т.е. вне зависимости от сознания исследователей. Характеристики этих явлений также строятся на основании объективных фактов. Ученые создают умозрительные конструкции изучаемых явлений, в результате которых получают их обобщенные определения и классификации. Отличие научного подхода от обывательского восприятия явления состоит в том, что наука строит описание объекта на основе изучения закономерно повторяющихся проявлений присущих только ему качеств. Таким образом, исследователь по заданному набору свойств и условий их проявления определяет уникальный объект. Обыватель, напротив, не обременен поиском отличительных характеристик, руководствуется принципом похожести, тождественности, часто строя оценочные суждения по одному критерию. В связи с этим для ученого труд — это прерогатива исключительно человека, для обывателя пчела, собирающая нектар, и муравей, строящий муравейник, так же, как и человек, осуществляют труд. Широко известны устоявшиеся выражения "трудолюбивый муравей", "трудолюбивая пчела".

Труд как научная категория

Задача любой науки состоит в том, чтобы выявлять наиболее общие свойства объекта исследования и в то же время акцентировать его отличительные качества. Бесконечное разнообразие проявления труда в обществе, труд каждой профессии, специальности имеет различные свойства. Более того, труд любого человека уникален, поскольку сопряжен с особенными условиями осуществления и неповторимыми способностями индивида. Вместе с тем это бесконечное разнообразие имеет набор общих, наиболее значимых свойств, которые позволяют классифицировать явление как труд.

Определение труда должно включать в себя перечень наиболее значимых с точки зрения социологической науки характеристик. Это означает, что в определении труда должна быть подчеркнута его социальная сущность, то, что он представляет собой общественное явление. Вместе с тем в определении труда должны быть представлены аргументы, выделяющие его из ряда других явлений общества. Когда речь идет о том, что труд представляет собой человеческую деятельность, необходимым представляется указание на его отличительные черты в ряду прочих активностей человека. Обобщающее социологическое определение труда может быть представлено следующим образом.

Труд — это всеобщее общественное явление, основой которого является социально организованная осознанная и целенаправленная человеческая деятельность, обусловленная исторически сложившимися социальными условиями и направленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей посредством создания материальных и духовных ценностей.

Данное определение труда прежде всего социологическое, поскольку вскрывает его социальную сущность. В то же время оно может претендовать па роль универсального определения для всех общественных паук. Как следует из представленного определения, совокупность характеристик подчеркивает всеобщность и уникальность данного явления общественной жизни.

Можно сделать следующие выводы:

1. Труд — это всеобщее общественное явление. Это означает, что оно присуще любым общественным системам, начиная с примитивного общества и заканчивая современным. Данное явление определяет функционирование общества как непосредственно, так и опосредованно через прочие общественные системы. Поэтому труд — это явление, лежащее в основе других общественных явлений.

2. Основу труда составляет социально организованная осознанная и целенаправленная человеческая деятельность. Однако труд трактуется социологией как понятие более широкое, чем деятельность.

Труд — это институт, формируемый социальной средой и в то же время создающий условия общественной жизни.

Труд - это сложная система общественных отношений, сопряженных с экономической, правовой, политической и прочими системами. Это пространство формирования и передачи общественной информации и знаний.

Труд — это результат деятельности, поскольку в любом произведенном общественном продукте присутствует труд человека.

Вместе с тем следует понимать, что труд "рождается" только в человеческой активности. Он в обязательном порядке подразумевает целеполагание, т.е. цель, которую следует достигнуть, а также осознание условий и способов ее достижения. На это способен только человек, поэтому говорят, что труд — исключительно человеческая способность.

3. Труд не возникает внезапно и также внезапно не исчезает, хотя как процесс он имеет начало и конец. С точки зрения развития института труда в различные исторические эпохи можно наблюдать господство определенных видов труда. Их разнообразие обусловлено исторически сложившимися социальными условиями. Труд имеет свойство постоянного развития, которое определяется информацией и знаниями, полученными в труде и накопленными обществом. Условием развития труда является развитие общества. Оно формирует новые потребности и, как следствие, новые виды труда.

4. Удовлетворение потребностей представляет самую общую цель любого труда. Вместе с тем все потребности можно разделить па две большие группы: общественные и индивидуальные. Первая группа — это потребности общества как единой системы. Они имеют разную природу проявления в силу того, что общество не может быть однородным и состоит из большого количества социальных субъектов, взаимодействующих друг с другом. Однако общественные потребности не могут быть сведены к сумме индивидуальных. Все общественные потребности в конечном счете сводятся к одной — воспроизводству общества.

Вторая группа представляет собой набор потребностей каждого индивида в отдельности. Это потребности в самых разнообразных продуктах, созданных трудом, начиная с продуктов питания и заканчивая искусством и литературой, а также потребности индивида в общественном признании его труда. Наконец, частный (особый) случай индивидуальных потребностей — это потребность в самом труде, т.е. желание осуществлять трудовую деятельность.

Итак, социология рассматривает труд как многосложное комплексное явление, как одну из форм взаимодействия человека и общества, как исключительно человеческую деятельность, и в этом качестве труд отличается от всех прочих его активностей.