Труд древних цивилизаций

Древний мир, или античная цивилизация (в широком смысле — весь Древний мир, в узком — только Древняя Греция и Рим), начинает свое победное шествие в эпоху неолита, примерно 10 тыс. лет назад. Именно тогда происходит революционное преобразование кочевых обществ охотников и собирателей в оседлые общества земледельцев. Новые виды труда обеспечили взлет производительности труда и рост прибавочного продукта настолько, что произошла демографическая революция, население стало устойчиво расти. Появились новые формы поселения — деревни (сначала родовые, йотом соседские поселения) и города (самые древние города на одном месте — Иерихон в Израиле, 8 тыс. лет до н.э.; Библ в Сирии, 4 тыс. лет до н.э.); новые формы социальных институтов — вместо родовой общины государство, собственность, патриархальная семья; новые формы социальной организации труда — рабство; различные формы разделения труда и профессий. Успехи античной цивилизации просто поразительны и даже невероятны, если общества охотников и собирателей нам весьма далеки, то города Древнего Рима с их рынками и магазинами, дорогами, мощеными улицами с освещением, водопроводом и другими достижениями цивилизации — почти наши современники. Однако в эпоху Римской республики уже существовали цивилизации, которые считались древностью: Древний Египет и цивилизация шумеров.

Разделение труда в шумерской культуре

Примерно 12 тыс. лет назад в передней и малой Азии появились первые земледельческие племена (натуфийская культура), которые стали собирать (жать) дикий ячмень с помощью специальных костяных ножей с острым каменным лезвием. В связи с тем, что зерно надо было освободить от шелухи, начали использоваться терки и каменные ступки. Ячмень вошел в культуру потребления, его научились быстро выращивать; первоначально использовали палки для копания, чтобы посадить зерно, потом пришла "добрая помощница земледельцев" мотыга, но настоящим открытием, продвинувшим культуру земледелия, стало ирригационное земледелие в долинах рек (6 тыс. лет назад [1]

Мы не знаем, какой народ был первым в освоении ирригационного земледелия, по шумеры были первыми (3—4 тыс. лет назад), кто изобрел письменность (клинопись на глиняных табличках), поэтому они известны как исторически первый народ, освоивший культуру земледелия. По крайней мере, шумеры изобрели первый известный земледельческий календарь [2] и, кроме того, оставили множество открытий, главными из которых являются колесо для повозок и парус для лодок.

В Месопотамии (Междуречье) земля изобиловала дичью и была благодаря разливам рек весьма легкой для обработки и очень плодородной. Соединение этих факторов способствовало развитию культуры земледелия совместно с культурой охоты и собирательства (переход к земледелию был плавным и продолжительным но времени). Заливные ноля шумеров требовали постоянного поддержания уровня воды в искусственно созданных каналах, а доставка воды требовала слаженной работы всей системы. Так возникла социальная система ирригационного земледелия — первые государства с централизованной властью (первоначально ото были города- государства Ур и Киш, потом объединившиеся в империю).

Вместе с земледелием сразу же появилось животноводство. Шумеры приручили диких коз и овец, что удивительно, потому что охотники сумели из животных приручить только собаку. Из козьего молока делали сыр и творог; масло, которое научились топить на огне, хранили в уже известных глиняных горшках, а из мяса вкусной считалась баранина, но мясо шумеры ели только по праздникам. У шумеров сложилось первое в истории общественное разделение труда: труд земледельцев отделился от труда скотоводов. Вот как в древней шумерской песне отражается это разделение и даже конкуренция труда:

Чем землепашец меня превосходит?

Если он даст мне муки своей черной —

Дам землепашцу овец своих черных.

Если он даст мне муки своей белой —

Дам землепашцу овец своих белых.

Если он даст мне лучшего нива —

Дам землепашцу молока я густого.

Если он даст мне сладкого пива —

Дам землепашцу моей простокваши.

Если он даст мне цеженого пива —

Дам землепашцу молока я парного.

Если он даст мне легкого пива —

Молока землепашцу дам с целебной травою.

Если он даст мне плодов своих сладких —

Дам землепашцу молоко и гирида.

Если он даст мне хлебов своих вкусных —

Дам землепашцу сыров я сладчайших.

Если он даст мне мелкой фасоли —

Дам землепашцу я сыров своих мелких.

Больше, чем съест, больше, чем выпьет,

Масла дам я ему в избытке!

Молока дам я ему в избытке!

Чем землепашец меня превосходит? [3]

Но это еще не все. Кроме земледелия и скотоводства шумеры освоили садоводство и овощеводство.

Интересный факт.

Шумеры стати совершенными специалистами в области выращивания финиковых пальм и даже научились искусственно их опылять, собирали не только сладкие финики, из которых делали патоку, но из ствола пальмы делали и муку, и масло. Шумеры выращивали всем нам известные овощи: огурцы, лук, чеснок, чечевицу, бобы. Однако основа кухни шумеров простая: ячменные лепешки типа лаваша, которые выпекали на внутренних стенках круглой печки. Из ячменя шумеры научились делать пиво, которое стало основным напитком (вода в жарком климате долго не сохраняется, а пиво более устойчиво).

"Сохранились таблички с нормами выдачи продуктов женщинам и детям, жившим и работавшим в специальном “лагере” при царском хозяйстве города Уммы в 2062 году до н.э.... рабочие получали только зерновой ячмень — примерно от 8 до 32 литров на человека... в рационе появилось еще и пиво: взрослым наливали но 16 литров в месяц, детям — по 8" [4]. У шумеров впервые появилось ремесло: им были известны гончарный круг для изготовления глиняной посуды; технология обжига глины, в том числе и кирпичей для строительства домов (ни дерева, ни камня как строительного материала в Месопотамии просто не было); технология строительства арки и купола; формой храмов были зиккураты. Шумеры научились выплавлять медь из руды в IV тысячелетии до н.э. и бронзу — в III тысячелетии до н.э.

Поскольку шумерские города постоянно враждовали между собой, у них появились профессиональные воины. Так стал складываться ратный труд. Воины носили бронзовые шлемы и мечи, именно у них появились первые колесницы, в которые впрягали диких ослов (онагров). В начале III тысячелетия до н.э. в шумерском городе У ре, где была создана первая в мире школа, появились учителя. В школе готовили писцов, которые потом работали в храме или во дворце.

Появилась также профессия ткача. Одежду делали из шерсти и льна. Социальная организация хозяйства тоже усложнялась: единицей хозяйства стало семейное (родовое) хозяйство, которое интегрировалось в общинное хозяйство. Кроме того, возникли государственное и храмовое хозяйства.

Важно запомнить!

Поскольку земледелие — намного более аффективный способ хозяйствования по сравнению с охотой и собирательством, земледельческие общества стали способны прокормить на единице территории гораздо больше населения. Теперь военнопленных не убивали, а превращали в рабов. Так возникло социальное разделение труда — труд свободных и труд рабов. При этом технически их труд мог быть одинаковым.

У шумеров использовался рабский труд, но значение его не велико, особенно в сравнении с Грецией и Римом.

Итак, во времена шумеров, первой древней цивилизации, земледелие становится главным видом труда, что ведет к изменению образа жизни: кочевой образ жизни сменяется оседлым, появляются постоянные поселения — города с их культурой и развитым хозяйством. У шумеров возникает два общественных разделения труда: между земледелием и скотоводством и между земледелием и ремеслом; появляются профессии гончара, кузнеца, плотника, ткача, строителя, воина, писца, жреца (часто профессии наследуются). Обмен хотя и был развит, но в основном в натуральной форме, а главным отношением в городах-государствах шумеров и йотом в империи стало перераспределение. Огромные запасы зерна на случай неурожая создавались в государственных закромах и храмовых хозяйствах.