Трудовая деятельность в дошкольном возрасте

Ребенок в дошкольном детстве постепенно овладевает различными трудовыми действиями и операциями, совершенствуются все виды его труда: хозяйственно-бытовой – самообслуживание, уход за помещением и бытовыми предметами, оказание помощи взрослым в приготовлении еды; труд "в природе" – уход за комнатными растениями, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными; ручной труд (с элементами конструирования) – создание игрушек и элементарных поделок из бумаги, из природного материала, работа по дереву и др. Сначала ребенок выполняет самые элементарные действия, которые затем усложняются и становятся все более разнообразными. Результаты трудовой деятельности ребенка постепенно приобретают все большую значимость для него. Трудовые действия сочетаются с общественно полезной работой и начинают выполняться во внутреннем плане – усвоенные ребенком внешние действия становятся источником внутренних психических действий. Соотношение внутренних и внешних действий в процессе трудовой деятельности и по мере развития ребенка постепенно изменяется. Первоначально доминируют внешние действия, а затем решающую роль начинают играть действия внутренние. Совершенствование трудовой деятельности происходит как овладение все более сложными трудовыми действиями при возрастающей роли психических процессов.

На протяжении дошкольного возраста происходят изменения в характере трудовой деятельности (табл. 8.4). В младшем дошкольном возрасте дети чаще всего выполняют трудовые задания не из-за получения какого-либо результата, а ради удовольствия во время процесса деятельности. Границы между игрой и трудом еще не определились. Дети не умеют планировать свои действия и соотносить их с сознательно поставленной целью, запас их трудовых навыков ограничен. Поэтому они выполняют самые элементарные действия: помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, поливают цветы и т.п. В процессе деятельности дети нередко забывают о поставленной трудовой задаче и переходят к игровой деятельности.

Практический пример

Во время прогулки педагог предлагает собрать опавшие листья на участке, раздает детям корзиночки и мешочки. Две девочки взяли одну корзиночку, чтобы собирать листья, отошли в дальний конец участка, собирали листья вместе. Потом расположились на столике, начали играть в "магазин". Листья превратились в капусту, морковь, конфеты. Дети увлеклись игрой.

Таблица 8.4

Особенности трудовой деятельности ребенка на различных этапах дошкольного детства

Возраст

Особенности трудовой деятельности

Младший дошкольный возраст

Неумение планировать свои действия и подчинять их сознательно поставленной цели, незначительный запас трудовых навыков. Наличие ограниченных и разрозненных представлений о круге своих трудовых обязанностей, нет осмысления порядка и способов выполнения отдельных трудовых операций. Принятие трудовых поручений как распоряжений со стороны взрослого, отсутствие понимания полезности своего труда для других. Привлекательность не результата, а самого процесса труда. Взаимодействие между детьми редкое, превращение выполняемых трудовых операций в своеобразную игру. Эмоциональность и субъективность оценки своей работы и работы других детей (частое преувеличение своих заслуг). Главный критерий оценки и самооценки – факт участия в труде и оценка, даваемая их труду взрослыми

Средний дошкольный возраст

Более сложный, разнообразный и самостоятельный характер трудовой деятельности. Сочетание интереса к процессу деятельности с интересом к результату труда. Понимание круга своих основных трудовых обязанностей и порядок их выполнения, осознание общественной полезности своего труда. Попытки планирования своей деятельности. Создание замысла последующих действий, предшествующего их реальному выполнению. Элементы коллективной трудовой деятельности при наличии постоянного контроля за деятельностью со стороны взрослых, проявление неустойчивых признаков взаимопомощи, взаимопроверки и сознания ответственности за выполнение поручения. Более объективный подход при оценке работы других детей по качеству выполненной работы. Завышенная оценка результатов своей деятельности

Старший дошкольный возраст

Отчетливое и полное представление о круге своих трудовых обязанностей, порядке и способах выполнения трудовых поручений. Понимание общественной полезности своего труда и ответственности за порученное им дело. Интерес не только к непосредственным результатам своей деятельности, но и к тому значению, которое она имеет для других людей. Начало формирования высоких мотивов общественно полезного человеческого груда. Интенсивное накопление определенных трудовых навыков. Выражение готовности выполнять любое задание независимо от привлекательности. Более объективный подход при оценке работы других детей по качеству выполненной работы. Завышенная оценка результатов своей деятельности

Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста усложняется и становится разнообразнее. Дошкольники начинают отличать трудовую деятельность от игровой, интерес к процессу деятельности начинает дополняться интересом к результату труда. Создание замысла последующих трудовых действий начинает предшествовать их реальному выполнению. Трудовые навыки накапливаются и совершенствуются. В выполнении трудовых заданий дети становятся более самостоятельными и меньше зависят от помощи взрослых.

Старших дошкольников интересует уже не только результат своей деятельности, но и ее значение для других людей. Постепенно начинают формироваться высокие мотивы общественно полезного человеческого труда, одновременно формируются волевые качества, определенные трудовые навыки. Старшие дошкольники с удовольствием делают что-либо из бумаги или из дерева, помогают взрослым в домашней работе, с большей ответственностью относятся к даваемым им поручениям.

В процессе развития трудовой деятельности дошкольников выделяют следующие фазы взаимодействия ребенка и взрослого:

• фаза прямого научения (подчинения);

• фаза совместно разделенного взаимодействия;

• фаза внешнего контроля со стороны взрослых за самостоятельной деятельностью;

• фаза самостоятельной деятельности (творческой или исполнительной).

Поскольку ход трудовой деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата, для ее выполнения необходимы планирование и контроль своих действий. Процесс труда может сопровождаться преодолением ребенком не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию волевых свойств личности. В процессе трудовой деятельности у детей формируются положительное отношение к труду и общественные мотивы собственного труда, возрастает самостоятельность, совершенствуется умение оценивать свои действия и действия товарищей, при этом оценка становится более объективной, формируются трудолюбие, настойчивость и т.д.

Во всяком труде задействованы познавательные процессы, всегда более или менее важную роль выполняют знания и навыки. Ребенок в процессе выполнения трудовых действий может сталкиваться с новыми ситуациями, в которых необходимо учитывать изменяющиеся условия, проявлять инициативу и решать новые задачи. В какой-то мере на определенном этапе развития в труде может быть представлен элемент творчества. Труд связан с запоминанием фигур, величин, расстояний, движений. Он способствует развитию конкретного делового мышления, проверяемого результатами деятельности, продукцией, его количественными и качественными показателями. В процессе трудовой деятельности ребенок практически всегда анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, формулирует выводы. Это обусловливает влияние трудовой деятельности на развитие познавательной сферы дошкольников. Участвуя в коллективной трудовой деятельности, ребенку необходимо действовать согласованно с другими людьми, выполнять определенные общественные требования, согласовывать свои действия с действиями партнеров по общему делу. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста совершенствуются процесс трудовой деятельности и его результаты, соотношение внешних и внутренних действий в процессе труда. Дети постепенно овладевают новыми трудовыми действиями и операциями, начинают осознавать значимость своего труда, приобретают умения планировать, контролировать и оценивать результаты своей трудовой деятельности. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на психическое развитие дошкольника.