Трудности возрождения казачества

Возрождение казачества как военно-служилой прослойки в конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. не инициировалось и не поддерживалось никакими государственными или политическими силами. Оно шло не "сверху", а "снизу", и не из одного или нескольких центров, а повсюду, где были исторические центры казачества или куда забросила их нелегкая судьба. Войсковые атаманы исчисляли своих подчиненных не иначе, как миллионами (в лучшем случае, сотнями тысяч). Разнобой царил полнейший. Уральские, сибирские, семиреченские казаки устраивали акции протеста против намерения казахстанских властей отделиться от России. В то же самое время донские казаки митинговали и добивались провозглашения Донской казачьей республики в составе РСФСР.

В серии войн и конфликтов, сопровождавших распад СССР в начале 90-х гг., казаки, как и прежде, проявили себя доблестными воинами. Они стояли на защите Белого Дома в Москве в августе 1991 г. и в октябре 1993 г., спасли Приднестровье, храбро воевали в Абхазии, участвовали в обороне Северной и Южной Осетии от ингушей и грузин. Когда разгорелись военные действия в Чечне, которые угрожали миру и спокойствию южных казачьих станиц, военное командование, видимо вполне сознательно, сформировало только один казачий батальон, оставив за бортом огромное количество добровольцев. Этот батальон бросали на самые опасные и, по существу, провальные участки. Без конца давали приказы не применять против чеченцев оружия, вести себя лояльно по отношению к их руководству (Басаеву, Масхадову) и полевым командирам. Хасавюртевское предательство спровоцировало то, что 30 тыс. русских, в основном казаков и членов их семей в Чечне, было вырезано, а 300 тыс. стали беженцами. Казачий батальон без объявления причин расформировали.

Общественное признание казачества стимулировало создание казачьих братств, общин, землячеств, союзов, фондов, попыток организации традиционных и новых казачьих войск. На этой волне 28-30 июня 1990 г. в Москве в клубе завода "Серп и молот" состоялся Учредительный Большой Круг, на который съехалось 263 делегата от разных организаций, представляющих более 80 тыс. казаков. Прошел Круг с огромным энтузиазмом. На нем был создан Союз Казаков России. Вполне естественно, что именно это событие и можно считать точкой отсчета нового казачества.

После "ельцинской революции" в конце XX столетия, при образовании Российской Федерации, когда "возникли" 89 субъектов Федерации, казаки из-за своей неорганизованности "упустили" исторический шанс, они не стеши национальной республикой. Определенные попытки были. В Ростовской области было организовано Всевеликое войско Донское, в Краснодарском крае - Армавирская казачья республика, в Карачаево-Черкессии - Зеленчуко-Урупская и Баталпашинская казачьи республики, а в Чечено-Ингушетии - Казачья - Ногайская автономия. Российское руководство, отнесясь вполне спокойно к образованию таких республик как Аттай, Карелия, Калмыкия, Тыва и др., численность коренного населения в которых составляло абсолютное меньшинство, отнеслось достаточно негативно к образованию казачьей республики.

Однако казачье руководство, опираясь на закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" смогли "продавить" в 1992 г. постановление Верховного Совета РФ "О реабилитации казачества", а затем Указы Президента от 15 марта 1993 г. "О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" и от 16 июня 1993 г. "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

Государственная власть поначалу достаточно лояльно отнеслась к инициативам многомиллионного казачьего населения. При первых двух президентах было принято порядка 111 законов, указов, постановлений Правительства, касающихся казачества. При администрации Президента возник Совет по делам казачества, а позже - Главное управление казачьих войск. В 1995 г. вышел Указ "О государственном реестре казачьих обществ". Казачьи организации вырабатывали и утверждали уставы, чтобы попасть в этот реестр. Казаки заполняли декларации о своем имуществе. Однако, примерно из 7 млн казаков в реестр попали только 700 тыс.

Для них стали приниматься новые указы и постановления о целевом земельном фонде, финансировании, казачьей форме и чинах. В результате подобных действий властей казачество раскололось па "реестровых" и "нереестровых" ("общественных"). Но ни один из вышеназванных нормативных документов не был выполнен. Казакам обещалось много, но реально ничего не осуществилось. Совет и Управление казачьих войск вскоре были ликвидированы.

Иногда, и то лишь по инициативе отдельных казачьих руководителей, делались социально полезные дела. Так, вполне удачным был эксперимент по невойсковой охране границы. Когда Казахстан стал самостоятельным государством, то граница с ним стала "черной дырой", через которую хлынули наркотики, шайки грабителей, воровавших все подряд, вплоть до вышек высоковольтных линий, сдававшихся на металлолом. Поскольку прикрыть всю степь пограничниками было невозможно, то в 1997 г. привлекли 1780 казаков. При этом, вооружили их только "гражданским оружием для самообороны", т.е. охотничьими ружьями. Финансирование выделили копеечное - по 500 руб. на человека в год! Но за 5 месяцев эксперимента было задержано 230 нарушителей, у которых изъято контрабанды на 2 млрд руб., 500 кг наркотиков, и предотвращен угон крупных партий скота. Однако, Президент Казахстана при встрече с российским Президентом Ельциным стал его убедительно просить "отвести казаков от охраны границы", что тот и сделал.

О казачьих частях много писали, восторгались, что там нет дедовщины и других пороков регулярной армии, но потом как-то враз замолчали. И количество таких частей, казачьих по названию и составу призывников, стало постепенно сокращаться. Новый всплеск казачьих надежд произошел в конце минувшего тысячелетия. В связи с введением некоторых основ демократии. Снова заговорили о казачьих частях. Представители Президента на встречах с атаманами заявляли о необходимости восстановления казачьих поселений по всему периметру границ. Опять принимались постановления и программы по поддержке казачества. Но казаки опять не получили ни земель, ни финансирования, ни самоуправления, ни государственной службы.