Трудности в общении у подростков

После обсуждения влияния общения со сверстниками на развитие личности подростка становится очевидна необходимость вовремя замечать подростков, имеющих те или иные трудности в общении, понимать их причины.

Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Так, если результатом кризиса становится формирование у подростка слабой идентичности, он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками или, возможно, будет вступать в большое количество достаточно поверхностных контактов, не приносящих ему удовлетворения, не дающих ощущения близости.

"Боюсь потерять себя. Мне кажется, что общаясь с другими, я слишком подстраиваюсь под них. Меня как будто уже нет в этот момент, поэтому предпочитаю одиночество, которое сама себе называю “гордым”".

Агния, 16 лет

Достаточно часто трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. Они недовольны собой в целом или, может быть, своей внешностью, ощущают свое отличие от сверстников: другие кажутся им более уверенными, привлекательными, полноценными. Интересно, что свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителями: здесь в атмосфере безопасности он может попытаться доказать свою полноценность. Со сверстниками же подросток с неуверенной идентичностью может проявлять себя двумя путями.

1. Демонстрация застенчивого поведения. Внешне такие подростки не проявляют своих чувств, живут в своем внутреннем мире. Окружающим они могут казаться абсолютно спокойными, однако в душе их могут бушевать сильнейшие переживания и неудовлетворенные желания. Как правило, такие подростки обладают повышенной склонностью к самоанализу и поэтому постоянно сравнивают себя с другими, чувствуя, что не соответствуют желаемым стандартам. Особенность таких ребят – их склонность к самоуничижению. Даже если школьная успеваемость у них не хуже, чем у остальных, они собирают для уничижения другие аргументы по принципу "Я не такой способный, как другие". И хотя может показаться, что они не стремятся к общению, что им нравится быть наедине с собой, на самом деле они глубоко страдают от невозможности близких контактов.

"У меня очень серая и скучная жизнь, так как все дни похожи друг на друга, как две капли воды. Утром – в школу, из школы – домой. Это потому, что у меня нет друзей. У меня есть знакомые девочки во дворе, но они не хотят меня брать с собой, поскольку я не похожа на них. Я чувствую себя плохо в их компании, они другие, у них другие интересы. Девочки часто пьют пиво и курят, а я этого не воспринимаю, поэтому там никто на меня не обращает внимания, можно сказать, что не замечают меня".

Алена, 15 лет

"Я не хочу больше учиться в этом классе. Вот доучусь год и уйду. У меня там нет друзей. Я вообще говорить ни с кем не могу. Мне кажется, что всякий раз, когда я открываю рот, я говорю какую-нибудь глупость. Они все смеются и издеваются надо мной. Ну не издеваются, но все время вопросы дурацкие задают".

Инна, 15 лет

Интересно, что в подобном случае возможна ситуация, когда подросток не имеет трудностей в общении с родителями. Более того, он может обращаться к родителям за помощью в налаживании контактов со сверстниками. Вероятно, к неуверенной идентичности здесь добавляется некоторая несформированность эмоциональной децентрации, т.е. умения встать на позицию другого человека, взглянуть на проблему его глазами, приспособиться к окружающим. Это часто происходит в ситуации, когда ребенок имеет опыт благополучного общения с родителями в ущерб опыту общения со сверстниками. Родители, стараясь приспосабливаться к подростку, всегда быть в понимающей позиции, не ставят его перед необходимостью понимания других и приспособления к ним.

"Да, я знаю о сложившейся в классе ситуации. Я не хочу обижать других детей, сказать, что они отстают в развитии, нет. Просто они с дочерью находятся на разных уровнях восприятия окружающего мира. Этим они разнятся, и поэтому у них нет общих тем для бесед".

Светлана Васильевна, мама 15-летней Инны

2. Излишнее стремление к лидерству, которое в данном случае имеет защитный характер. Через лидерство подростки пытаются доказать окружающим – но в первую очередь самим себе – собственную компетентность, полноценность, силу. Понятно, что такой путь приводит к частым конфликтам со сверстниками, поскольку из-за неуверенной идентичности подросток не может выполнять лидерские функции.

"Мне нравится быть в центре внимания. Всегда хочется быть лидером. Ощущение, что кто-то может быть лучше меня, очень тяготит. Я пытаюсь успевать во всем (в школе я отличница). Я просто требую внимания к себе не только со стороны молодых людей, но и стороны моих подружек. Наверное, это из-за того, что дома на меня особого внимаиия не обращают. Я средняя дочь. Да еще мама меня ругает, постоянно во всех ее проблемах я виновата – что в разводе, что в других неудачах".

Ольга, 17 лет

Конечно, возможно и сочетание тех или иных проявлений застенчивости и стремления к лидерству. Этот путь наиболее тяжел, потому что ни подросток, ни окружение не понимают, чего он хочет на самом деле.

"У меня складывается впечатление, что я не такая, как все, что никто не хочет со мной общаться из-за моих недостатков, которых у меня море. Поэтому у меня нет хороших друзей, на которых я могла бы положиться, а близкой подруги у меня никогда не было, и посекретничать не с кем.

А недостатки... У меня их так много, что всех не перечислишь. Вот, например, я веду себя чересчур эгоистично, всегда и во всем хочу быть первой. Я понимаю, что этого невозможно добиться. Я уже и сама запуталась, чего мне хочется на самом деле".

Лиза, 13 лет

Если результатом кризиса станет формирование размытой идентичности, то трудности в общении обусловит прежде всего такой ее аспект, как наличие страха взросления. В этом случае подростки пытаются прятаться за семью, со сверстниками избегают глубоких контактов, которые пугают их и представляются рискованными.

"У меня нет особых подруг. Это потому, что все сейчас грубые, пьют, курят. Мне хорошо дома, и никто не уговорит меня пойти, например, на дискотеку. И вообще я с тревогой думаю о будущем. Мир такой страшный. Я боюсь встречаться с ним".

Инга, 15 лет

Если у подростка формируется иллюзорная идентичность, то общение осуществляется в основном с кумирами, поэтому отношения со сверстниками, хотя и бесконфликтны, но достаточно поверхностны. В то же время субъективно трудности в общении со сверстниками подростком не переживаются.

"У меня есть лучший друг – Виктор Цой. Больше мне никто не нужен. Я могу часами слушать его песни, пою и играю их сам. Мне кажется, что он слышит меня и доволен мной. Это лучшее, что есть у меня в жизни".

Вадим, 17 лет

При внимательном рассмотрении можно заметить, что, как правило, наличие трудностей в общении со сверстниками у подростка сопровождается теми или иными проблемами внутрисемейного общения, причем последние при этом могут существенно усиливаться.

"У меня нет подруг. Одна подруга меня часто использовала, а другая хотела, но я не позволила. Она общалась со мной, только когда ее подруга куда-нибудь уезжала. Обращалась со мной на вечеринках, как с ребенком. А вообще, я хочу быть похожей на девочку из нашего класса. У нее идеальная внешность, одежда, прическа. Она может делать все, что хочет, и все воспринимают ее, как надо. Я хочу, но я не стараюсь быть на нее похожей. Я хочу быть собой.

Меня все кругом раздражает. Меня часто раздражает моя одежда, как она на мне плохо сидит. Еще лицо мое не нравится. Все идут на дискотеку, а я дома сижу. Мама всегда спрашивает: “А ты почему не ходишь?” Она просто заставляет чувствовать себя неполноценным, дебильным человеком. Не могу же я припереться туда одна. Ну, я и начинаю психовать".

Марьяна, 16 лет

"Последнее время дочка стала очень раздражительной, часто плачет, устраивает истерики. Примерно раз в две недели, как правило, по выходным. Часто взрывается. Причины понять не могу. На мои вопросы не отвечает, разговаривает грубо, даже кричит, предъявляет какие-то требования. Говорит, что ей нечего надеть, хотя в магазин с ней ходить невозможно. Она уходит, как только я начинаю спрашивать что-либо у продавца. Говорит, что я кричу на весь магазин".

Эдит Алексеевна, мама 16-летней Марьяны