Третий этап

Па третьем этапе формирования профессиональной педагогической деятельности происходит "оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности" (В. Д. Шадриков). Уровень педагогической деятельности соответствует уровню, системно-моделирующему деятельность и поведение.

У педагога формируются две подгруппы индивидуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение целостной целенаправленной профессиональной деятельности, а другая – ее рефлексию и усвоение специфического содержания.

Это уровень профессиональной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному саморазвитию педагогов. Их возможно определить с помощью устного опроса и анкетирования.

Метод проектов, который состоит в том, что деятельность молодых и опытных педагогов имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления (презентации продукта): при этом на каждом из этапов проектирования могут быть использованы разные формы организации активности молодых и опытных специалистов: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Работу над проектом рекомендуем осуществлять по следующим этапам проектной деятельности:

подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание, разделение цели на "веер задач", формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);

основной (работа над проектом: моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);

завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов).

Очень важно, чтобы среди проектов, предлагаемых для разработки, были такие, в которых молодой специалист наряду со своими наставниками смог бы показать свой вклад в формирование корпоративной культуры детского сада. Для этого в оценку проектной деятельности коллектива должны входить следующие параметры: определение миссии детского сада, базовых ценностей; формулирование стандартов поведения членов педагогического коллектива и формирование его традиций; разработка символики.

На данном этапе молодой специалист ощущает себя не просто членом коллектива, а представителем "команды" специалистов. Теперь он нуждается не в условиях для адаптации и социализации, а в том, чтобы занять достойное положение в коллективе и реализовать свою потребность в признании и самореализации. И здесь снова на первый план выходит корпоративная культура, одной из важных функций которой является поддержка каждого члена коллектива, раскрытие его индивидуальности, талантов. Одним из способов ее презентации выступает составление портфолио педагога.

Метод портфолио предполагает объединение результатов самообразования педагогов детского сада и создание творческой папки каждого из них. В него входят педагогическое эссе, авторская программа (методика или технология) с конспектами и сценариями организованных форм образовательной деятельности с детьми и сотрудничества с родителями воспитанников, официальная оценка работы и рефлексия, пути распространения опыта работы.

Метод модерации – способ проведения обсуждения, который дает возможность присутствующим участвовать в выработке решений, ощущая при этом ответственность за результат.

Данные методы обусловливают специфику формирования культуры наставничества и характеризуют направления работы по адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре ДОУ, позволяя перенести апробированные методы и технологии на взаимодействие детского сада и семьи.