Тренированность как функция нагрузки

При рассмотрении тренировочной нагрузки как системы формирующих воздействий было отмечено, что в основе адаптационных изменений лежит присущая организму способность приспособительного (избирательного) реагирования, направленного на сохранение гомеостазиса.

Восстановление во внутренней среде организма динамического равновесия и расширение его границ находят наиболее яркое выражение в динамике восстановительных процессов его гетерохронный характер, когда ряд ингредиентов физико-химического статуса восстанавливается за различное время. В зависимости от того, как протекают восстановительные процессы и какие они оставляют следы, мы различаем несколько состояний спортсмена (В. М. Зациорский, И. Т. Тер-Ованесян).

1. Оперативное состояние, которое изменяется под влиянием однократного приложения физических упражнений и является переходным (например, утомление, вызванное однократным бегом на данное расстояние, повышение работоспособности после согревания и т.д.). Оперативное состояние спортсмена вследствие большой динамики в ходе отдельной тренировки необходимо знать и контролировать с точки зрения планирования рабочих и восстановительных интервалов (их числа, продолжительности и т.д.).

2. Текущее состояние, которое изменяется под влиянием одной или нескольких тренировок. Оно отражает последствия, возникающие в результате участия в соревнованиях, выполнения работы в отдельном занятии и др. Эти "следы" могут иметь положительное или отрицательное воздействие на спортсмена. Контроль над текущим состоянием служит основой планирования в микроциклах (величины и характера тренировочных нагрузок в близких тренировочных занятиях, например недельном цикле и т.д.).

3. Перманентное состояние, которое сохраняется продолжительное время – недели и месяцы и характеризуется устойчивыми показателями общей и специальной работоспособности. Это различные фазы в развитии спортивной формы (переутомление или недостаточная тренированность и др.), которые являются результатом более продолжительных адаптационных изменений в структуре и функциях организма.

Необходимость дифференцированного подхода к состоянию спортсмена определяется фазовой структурой процесса приспособления и соответствующих специфических средств его диагностирования.

Более важным с точки зрения целей тренировки является перманентное состояние, которое дает нам обобщающую характеристику уровня общей и специальной работоспособности, т.е. показывает реальные возможности организма для достижения максимальных спортивных результатов. Именно эту устойчивую адаптацию организма, которая дает нам комплексную, перманентную характеристику состояния спортсмена и его возможностей для достижения высоких спортивных результатов (в соответствующем виде двигательной деятельности), мы называем "тренированностью".

Научно обоснованные представления о тренированности как особенной качественной характеристике человека мы наиболее часто встречаем в процессе диагностики физической готовности спортсмена, при подчеркнутом приоритете медико-физиологических методик. Несмотря на значительные успехи, достигнутые медиками и физиологами, диагностика тренированности как целостная проблема еще очень далека от своего полного решения. Основной причиной этого является очень сложная структура тренированности, которая включает в себя как биологические, так и психологические и социально-педагогические элементы. Следовательно, наряду с медико-биологической информацией необходимы данные педагогических и психологических исследований.

Наиболее обобщенным критерием тренированности является спортивный результат, показанный в официальных или контрольных соревнованиях. В нем "сфокусированы" все стороны спортивной подготовки. Анализируя динамику (прежде всего, стабильность) спортивных результатов, можно судить об изменениях в уровне тренированности. Но спортивный результат именно вследствие своей обобщенности не позволяет избирательно контролировать отдельные стороны подготовки спортсмена (физическую, техническую и др.). Имея в виду, что во многих видах спорта результат не выражается в достаточно точных количественных величинах и что многие факторы, которые играют стимулирующую или задерживающую роль, остаются необъяснимыми, становится ясно, что спортивное достижение не несет в себе всю информацию, необходимую для оценки тренированности. Это ставит вопрос о ряде ее дополнительных, частных критериев. При их подборе, как известно, принимаются во внимание: функциональное состояние важнейших органов и систем организма спортсмена: степень их разработанности и характер восстановительных процессов после работы; уровень основных двигательных качеств; степень совершенствования техники в данном виде спорта; способность рационально использовать силы в условиях спортивной борьбы; умения и навыки в области спортивной тактики; способность к максимальному проявлению психических качеств и др. (Л. П. Матвеев).

Биологическая характеристика тренированности обусловлена целым комплексом морфологических, биохимических и физиологических изменений в организме спортсмена. Они являются объектом соответствующих специализированных разделов биологических наук (анатомии, биохимии, физиологии и др.).

Тренированность с биологической точки зрения характеризуется в самом общем виде увеличением энергетических потенциалов организма и возможностей их рационального использования и восстановления.

Известно, что энергетические критерии тренированности всегда связываются с тремя видами возможностей: аэробными, анаэробными лактатными (гликолитическими) и анаэробными алактатными. В результате ряда исследований (Н. И. Яковлев, Н. В. Зимкин, Н. И. Волков, В. М. Зациорский, Г. С. Туманян, П. Астранд, Цв. Желязков, К. Крыстев, И. Илиев, Р. Косев, Д. Добрев, Я. Афор и др.) разработаны показатели для оценки этих возможностей.

1. Показатель мощности – это максимальное количество энергии, которое за единицу времени может обеспечить каждый из указанных источников. Показатель мощности определяется посредством соответствующих частных критериев:

• аэробная мощность – МПК и критическая мощность работы (например, критическая скорость бега и др.), при которой достигается максимальное использование кислорода;

• гликолитическая мощность – лактатная кислородная недостаточность, отнесенная к рабочему времени, а также максимальное увеличение количества молочной кислоты и накопление излишка СОг в крови, изменения в буферных свойствах крови (pH и др.);

• алактатная мощность – алактатная кислородная недостаточность, распад КрФ в работающих мышцах и др.

2. Показатель емкости – это общее количество работы, которое может реализоваться за счет того или иного источника энергии.

Частными критериями емкости являются:

• емкость аэробных процессов – общее количество поглощенного кислорода, свыше уровня покоя, в течение всего времени работы, а также произведение критической мощности и общего рабочего времени;

• гликолитическая емкость – величина лактатного кислородного долга; количество лактатов во время работы, выделение СОг и величина буферных резервов крови;

• алактатная емкость – величина кислородного долга и общие запасы КрФ в мышцах.

3. Показатель эффективности – это отношение между прямо измеримыми потерями и величиной выполненной работы (или отношение МПК к критической мощности работы). При оценке биологической стороны тренированности часто исследуют аэробные возможности. Однако в это же время получается информация и о деятельности сердечнососудистой системы, чья продуктивность является основным фактором кислородного обеспечения организма. Отсюда и важность проблемы критериев тренированности, выразившаяся в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Для этой цели наиболее часто используются ЧП и минутный обмен крови. Для того чтобы по ЧП можно было судить об уровне тренированности спортсмена, необходимо, прежде всего, установить ее зависимость от выполненной физической работы. Как отмечает В. С. Фарфель, эта зависимость физиологически не является простой.

Количество работы, выполненной за единицу времени (мощность работы), связано, прежде всего, с количеством затраченной энергии. Мощность работы зависит от эффективности работы, от ее коэффициента полезного действия. Со своей стороны, расход энергии может быть выражен в количестве поглощенного кислорода. Однако эти величины обусловливаются природой окисляемых энергетических веществ и соотношением между аэробными и анаэробными процессами. Потребление кислорода определяется минутным объемом крови, однако количество кислорода в крови зависит не только от этого, но и от степени окисления крови. А утилизация кислорода зависит от адекватного распределения крови в работающих и отдыхающих мышцах, органах и т.д.

Следовательно, между количеством выполненной работы за единицу времени и ЧП за этот же период лежит ряд сложных физиологических процессов, которые на первый взгляд исключают возможность линейной связи между этими двумя показателями. Однако физиология спорта в последние годы установила ряд условий, при которых ЧП может служить как информативный тест о тренированности спортсмена. Исследования В. Карпмана, К. Крыстева и др. показывают, что таким действительным показателем является выполненная работа при ЧП 170 уд/мин, так называемый PWC-170. Эта величина высоко коррелирует с МПК (коэффициент корреляции 0,8-0,9).

Из приведенных примеров видно, что для биологической характеристики тренированности могут использоваться как интегральные, так и частные показатели. Приоритет тех или иных показателей определяется многими факторами: целью исследования (оперативной, текущей и этапной), объектом исследования (возраст, пол, квалификация спортсмена), условиями исследования (на поле, в лаборатории и др.), техническими возможностями (аппаратурой) и т.д.

Спортивно-педагогическая характеристика тренированности обусловливается рядом факторов физической, технической и тактической подготовки. В основе этих факторов лежат соответствующие вегетативные и двигательные механизмы, которые должны быть выявлены, но не являются непосредственным объектом исследования спортивных педагогов. Они интересуются такими интегральными или частными критериями тренированности, которые целостно охватывают специфику двигательной деятельности и тесно связаны, с одной стороны, с приложением тренировочных средств и методов, с другой – со спортивным достижением. Иными словами, основной задачей диагностики здесь является целостная оценка двигательных возможностей и их проявление в конкретной спортивной соревновательной деятельности. Если исключить спортивный результат, который является наиболее обобщающим критерием уровня тренированности, в практике используется и ряд частных критериев, преимущественно специализированных спортивно-педагогических тестов. Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящий момент педагогические аспекты контроля и оценки тренированности разработаны недостаточно. Основной причиной этого является обобщенный характер информации, которая нас интересует, и связанные с этим объективные трудности для точной количественной оценки ряда основных параметров двигательной деятельности, в которых выражается тренированность. К этому необходимо добавить и недостаточную подготовку спортивно-педагогических кадров в области точных наук. Это наиболее ярко проявляется при оценке технической и особенно тактической подготовки, где связь между качеством, навыками и умением является исключительно сложной, что неизбежно ведет к приложению многомерного статистического анализа и других количественных методов.

Психологические критерии тренированности отражают различные психические состояния и процессы и являются предметом спортивной психологии. Наиболее часто психодиагностика тренированности связана с оценкой психической устойчивости по отношению к неблагоприятному влиянию ряда факторов, способности саморегулирования психических состояний, формированию оптимальной готовности к соревнованиям и т.д.