Тренинговые программы для журналистов- практиков

С развитием процесса конвергенции в СМИ появилось огромное количество самых разных тренингов, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков. Как правило, все они рассчитаны на газетчиков, которые знакомятся с принципами онлайн-журналистики, учатся создавать мультимедийный контент. Журналисты могут проходить обучение непосредственно в своей редакции или других организациях, часто – в высших учебных заведениях, при которых действуют различные тренинговые программы для журналистов-практиков. Существуют также онлайн-тренинги. Преимущество их в том, что медиакомпаниям не нужно тратить большие средства на привлечение специалистов или оплачивать обучение сотрудников в других организациях, онлайн-тренинги также помогают сэкономить время.

В качестве тренеров могут выступать сотрудники из других отделов или специально приглашенные специалисты. Организацией и проведением тренингов могут заниматься менеджеры медиакомпании. Многие тренинги также организуют и проводят газетные ассоциации.

Необходимость наличия новых компетенций у журналистов сегодня ощущают в некоторых российских медиакомпаниях, где совсем недавно стали проводить различные тренинговые программы. Такие программы сегодня есть в агентстве РИА "Новости", медиахолдинге "Алтапресс", "НГ", "АиФ", "Коммерсанте", "Советском спорте". В "АиФ" проводятся тренинги по фотожурналистике, по созданию видеоконтента для сотрудников из интернет-отдела и для всех желающих из газеты, бизнес-тренинги, основная цель которых научить журналистов продавать контент. В "Коммерсанте" тоже действуют различные тренинги на уровне отделов. В РИА "Новости" все сотрудники компании проходят целый курс из семинаров, лекций и практических занятий по принципам и основам мультимедийного вещания. В "Советском спорте" журналистов обучали тому, как ставить материалы на сайт, определять статус новости, место и время ее публикации, прописывать теги. Был тренинг и по созданию видеоматериалов, для чего пригласили видеоинженера из "КП", который рассказал об азах видеосъемки.

Очень много тренингов есть сегодня в ИД "Алтапресс". Организацией и проведением занятий для журналистов занимается Оксана Силантьева, руководитель медийных проектов издательского дома.

Журналисты "Алтапресс" получают по электронной почте письменные задания. Совместно они создают google-календарь, в который нужно заносить разные события. "Журналисты получают задание: что-то найти и запланировать, например, руководитель департамента образования пообещал в мае, что к 20 августа закончится ремонт школ, следовательно, журналист на 20 августа ставит в календарь – проверить, все ли школы отремонтированы. Все задания видны в сети и легко проверить, кто выполнил задания, кто нет"[1]. Журналисты также получают задания по созданию собственного блога и friend-ленты по своей тематике. Нужно найти тех блогеров, которые пишут на ту же тему, что и журналист.

Генеральные директора, главные редакторы и журналисты издательского дома проходят также обучение в Новосибирском институте развития прессы. Там обучение направлено на понимание сути современной новостной среды.

В России пока только начинает внедряться практика проведения масштабных тренинговых программ для журналистов- практиков. Примером может служить тренинг для руководителей издательских компаний, редакционных и IT-служб издательских домов и журналистов, который в июне 2009 г. провела Гильдия издателей периодической печати (ГИПП). Тренинг прошел в рамках семинара "Управление мультимедийным контентом"[2]. Участникам семинара рассказывали, как работать с мультимедийным новостным потоком, создавать мультимедийные новости, управлять архивом издания.

Практика проведения тренинговых программ по мультимедийной журналистике уже давно (более семи лет) существует в основном во всех зарубежных медиакомпаниях. Обучающих курсов гораздо больше и они намного разнообразнее, чем те, которые есть сегодня в российских изданиях. В качестве тренеров часто выступают специально приглашенные специалисты, а не сотрудники из других отделов, как это бывает в отечественных СМИ.

Журналисты зарубежных медиакомпаний проходят обучение как в своей редакции, так и нередко в других организациях.

Тренинги для зарубежных журналистов часто организуют и проводят газетные ассоциации. Например, в апреле 2008 г. Европейский центр журналистики (The European Journalism Centre) предложил тренинг для журналистов-газетчиков "Как записывать хорошее видео".

В этом же году Газетная ассоциация Америки (Newspaper Association of America, NAA) опубликовала доклад "Больше внимания онлайн-видео: руководство по развитию видеоконтента на интернет-сайтах газет"[3]. Его цель – убедить издателей газет уделять больше внимания развитию видеоконтента на своих сайтах. NAA предоставляет для газет информационные ресурсы, на которых можно найти информацию по съемке и редактированию видеоматериалов, видеооборудованию, строительству студии.

Очень многие тренинги посвящены именно видеожурналистике. Газеты все чаще стараются добавлять видеоконтент к своим материалам на сайте. Создание видеоматериалов – совершенно новая сфера деятельности для печатных журналистов, которая требует серьезной переподготовки.

По мнению Дэвида Данкли Гима (David Dunkley Gyimah), тренера по видеожурналистике, "научить газетчика тому, как снимать, редактировать и распространять профессиональное видео, можно за три недели"[4]. В течение первой недели ученики знакомятся с языком телевидения, профессиональными терминами и правилами эксплуатации видеокамеры; а также снимают видео, когда камера стоит на треножнике. Во время второй недели ученики больше снимают, камера уже снята со треножников, они познают азы фильмопроизводства. Во время третьей недели учащиеся развивают видеомышление.

Во время всего курса ученики загружают отснятое видео себе на компьютер и пробуют его редактировать.

Есть видеотренинги, рассчитанные всего на один день. Например, Ассоциация Прессы Великобритании (The UK Press Association) предлагают такие видеотренинги для менеджеров и редакторов.

Достаточно много мультимедийных тренингов, во время которых журналистов обучают не только создавать видеоконтент, но и писать для интернет-версии. Базовые навыки остаются прежними, но газетчики учатся по-новому представлять материал, подбирать броские заголовки, понимать критерии поиска информации в сети. Например, в 2007 г. для журналистов из печатной версии "Гардиан" был проведен базовый тренинг по мультимедийной журналистике. Газетчиков учили самым основным навыкам работы в сети: как вести блог, снимать и загружать фотографии.

Тренингов по созданию аудиоконтента значительно меньше, но они тоже есть в некоторых зарубежных изданиях. Например,

"Дейли Телеграф" был лидером среди британских изданий в обучении журналистов созданию аудиоматериалов.