Требования к журналистам

В большинстве российских изданий, журналисты печатной версии пишут для сайта, но видеоматериалы их делать не обязывают. Если еще в 2009–1010 гг. в "Комсомолке" были проблемы с журналистами, они не до конца понимали, почему должны быстро отправлять материал в Интернет, то сейчас вопрос участия человека в твиттер-движении не вызывает проблем: достаточно один раз показать, как это делается.

В ИД "Комсомольская правда" и "Алтапресс" еще в 2009 г. требования к сотрудникам боли жесткие: у журналистов мотивируют стремление осваивать новые технологии. Как отмечает О. Носова, шеф-редактор kp.ru, "если человека не трогать, то он ничего и не будет делать, наверно, многие хотели бы как раньше: писать два материала в месяц и получать неплохую заработную плату. В “КП” журналист должен писать, снимать, разговаривать на иностранных языках – это профессиональные требования к журналистам нашей газеты"[1].

С развитием собственного ТВ-канала некоторые журналисты "Комсомольской правды" стали выступать не только как эксперты, но и вести свои передачи, как, например, Александр Гришин – редактор отдела политики. Все зависит от таланта человека. В газете журналистов никак к этому не готовили, никаких тренингов не проводили.

В "Советском спорте" еще в 2009 г. руководство в обязательном порядке требовало от журналистов работать на разные платформы. Сегодня журналисты из газеты сами ставят какие-то материалы на сайт и видят, сколько откликов получил материал, большое количество откликов – тоже мотивация для журналиста, так как теперь он знает, что его заметка пользуется интересом, ее читают.

Вместе с тем есть издания, в которых сегодня от газетчиков не требуют готовить материалы для сайта. Павел Сухов (2011– 2013 гг. – главный редактор интернет-версии "Ведомостей") рассказывает: "У нас газета – основной продукт, который приносит деньги. Мы не можем от журналистов, которые пишут в газету, еще требовать готовить материалы для сайта. Для коллектива в 200 человек, это может и нормально, для редакции с 70 сотрудниками – это проблема. Переориентировать людей с газеты на сайт – это большие издержки администрирования. Если на сайт будет организован крупный поток текстов, ими надо будет управлять"[2].

На развитие российских газетных редакций в условиях процесса конвергенции оказали влияние такие внешние факторы, как: быстрый рост числа пользователей Интернета и рынка мобильной индустрии; достаточно низкие объемы продаж устройств е-чтения на российском рынке; отсутствие специальных ограничений на перекрестное владение СМИ; популярность ФМ-радио в России.

Как видим, развитие газетных редакций разных стран в условиях конвергенции происходит по-разному, что связано как с внешними, так и с внутренними факторами. Среди них можно выделить: субъективное отношение руководителей к конкретным вопросам, культурные традиции, финансовые вопросы. Внутренние факторы хорошо прослеживаются в организационных вопросах: объединении команд, создающих печатную и интернет-версию или наоборот их разграничении; требованиях, предъявляемых к журналистам.

Несмотря на то, что процесс конвергенции в разных странах развивается по-разному, что связано с целым рядом внешних факторов, эволюция процесса конвергенции в разных странах основано на использовании современных цифровых технологий; мультимедийной подаче контента; однократном производстве контента и многократном его распространении на разных медиаплатформах; совместном создании контента журналистами из разных подразделений медиакомпании.

Опыт рассмотренных выше изданий показывает, что понятие "газета" больше не сводится к представлению о журналистских текстах, нанесенных типографской краской на бумагу. Газеты теперь доносят достоверный и востребованный контент, производимый под их брэндами, через многообразные медиа.

Можно выделить также три основных тенденции, с которыми связан процесс конвергенции в разных странах.

Во-первых, это возрастание роли контента, собранного потребителями информации, посетителями сайтов современных изданий. Медиакомпании во всем мире (особенно это заметно на примерах азиатских компаний) все чаще используют контент, собранный пользователями информации. Потребители новостей сами становятся производителями информации, создавая блоги, распространяя фотографии и видеоматериалы. Все рассмотренные выше издания в большей или меньшей степени используют контент, который присылают пользователи.

Во-вторых, процесс конвергенции во многих странах мира очень успешно осваивают региональные издания. Согласно исследованию, в котором приняли участие 58 испанских медиакомпаний, "наиболее инициативными в деле освоения новых технологий (30 из 35 медиакомпаний) оказались региональные организации: небольшие компании быстрее осваивают новые технологи, так как процесс конвергенции для них – возможность работать более продуктивно с небольшим числом сотрудников. Как видно из приведенных выше примеров, британские ("Ланкашир Ивнинг Пост", "Вестерн мейл и эко"), американские ("Лоренс Джорна-Уорлд", "Нэйплс Дэйли Ньюз") региональные издания также успешно осваивают новые технологии, находят нестандартные решения привлечения аудитории. В России региональный ИД "Алта-пресс" опережает многие издания в деле освоения процесса медиаконвергенции. Оксана Силантьева отмечает, что "в Москве можно делать бизнес на двух каналах – в Интернете и в газете, в регионах выжить, используя два канала невозможно. У холдинга должен быть источник денег, компенсирующий расходы на качественную журналистику. Газета даже с очень хорошим ОГЛАВЛЕНИЕм либо не приносит доходов, либо просто убыточна. Поэтому всегда должно быть что-то, что ее спонсирует. В регионе можно сделать бизнес чисто на газете, если это какое-то рекламное издание, газета частных объявлений"[3].

Наконец, в-третьих, это неприятие нововведений журналистами. Практически все СМИ сталкиваются с тем, что многие сотрудники достаточно болезненно воспринимают нововведения. В "Дейли Телеграф" "журналисты были против того, чтоб производить звукозапись, делать подкасты и требовали дополнительную плату за вовлечение в этот процесс"[4].

В "Орландо Сентинел" были большие трудности, связанные, во-первых, с необходимостью отказа от враждебного восприятия местного телевидения и превращения в часть этого медиа; во-вторых, с тем, что переход к мультимедийному издательству сделал преимущества и эксклюзивные привилегии печати достоянием прошлого.

В Пресс-холдинге Сингапура были проблемы, связанные с тем, что газетчики не хотели готовить материалы для Интернета.

Как рассказывают журналисты "Коммерсанта", "Советского спорта", в этих изданиях сталкиваются с теми же трудностями, что и в западных – прежде всего с тем, что журналистам, привыкшим работать в определенном ритме, очень сложно смириться с новыми реалиями. От газетчиков нередко требуют умения работы в новой мультимедийной среде.