Требования к тарифам

Транспортный тариф успешно выполняет свои функции лишь при выполнении ряда требований, к которым относятся:

- взаимосвязь с издержками. По какому бы принципу ни строился тариф, транспортный оператор должен постоянно контролировать издержки, связанные с предоставлением отдельных услуг, и их фактическую рентабельность;

— дифференциация тарифа по существенным для оператора и клиента факторам, влияющим на формирование и изменение цены;

— адекватность платежеспособности пользователей. Уровень тарифа должен позволять целевой клиентуре покрывать свои транспортные издержки, в противном случае тариф будет "душить" грузоотправителей, лишая их возможности перевозки и продажи товаров, а транспортного оператора — грузовой базы;

— "прозрачность" для клиентуры. Структура тарифа, порядок формирования конечной цены, система надбавок, скидок и поправочных коэффициентов должны быть просты и понятны, чтобы пользователи могли принимать обоснованное решение о целесообразности включения услуг данного оператора в свою логистическую цепь;

— стабильность. Устойчивая работа цепей поставок была бы невозможной, если бы транспортные тарифы постоянно непредсказуемо изменялись. Транспортные компании стремятся сохранять уровень тарифов неизменным в течение определенного периода (квартал, полугодие) и доводить новые тарифы до своих клиентов заблаговременно;

— предоставление клиенту возможности выбора состава услуг. Если оператор предлагает "комплексную" услугу, состоящую из нескольких компонент, тариф должен позволять клиенту комбинировать эти компоненты по своему усмотрению. Например, при перевозке мелких партий груза между терминалами дополнительными услугами являются подвоз, развоз, погрузка и выгрузка в конечных пунктах маршрута. Клиент должен иметь возможность принять решение о выполнении любой из этих операций своими силами. В подобной ситуации транспортный оператор обычно одновременно предлагает и комплексную услугу (доставку "от двери до двери"), стоимость которой ниже суммы ставок на отдельные составляющие, что должно привлечь клиента к покупке такой услуги.

Факторы, влияющие на формирование тарифов

Многообразие транспортных технологий и видов грузов, широкий набор дополнительных услуг транспорта и изменчивость условий транспортного обслуживания делают структуру транспортных тарифов достаточно сложной. Тарифы разных видов транспорта, тарифы на перевозку различных грузов и разные виды транспортных услуг имеют существенные различия, однако существуют общие факторы, которые учитываются при их формировании. Такими факторами являются (рис. 3.9):

— издержки оператора;

— цепа рынка;

— платежеспособность груза;

— ограничения, вносимые внешним регулированием.

Иногда один из перечисленных факторов является определяющим для формирования тарифа. Например, небольшое транспортное предприятие может ориентироваться исключительно на средний тариф рынка. Используя общепринятые организационные и технологические решения, такой оператор может рассчитывать на достижение "средних" экономических результатов, не занимаясь специально анализом издержек или изучением платежеспособности клиентуры. Однако, как правило, при формировании тарифа учитываются в той или иной мере все перечисленные факторы.

Издержки оператора определяют допустимую нижнюю границу тарифа. Величина издержек является основой формирования тарифа по методу "себестоимость плюс расчетная прибыль", который достаточно прост и считается экономически справедливым.

Издержки являются также ориентиром допустимого снижения тарифа в ситуации "выживания" транспортного оператора или в случае применения им агрессивной тарифной политики.

Практика ведущих транспортных компаний показывает, что основные транспортные услуги должны быть самоокупаемыми. Перекрестное субсидирование менее выгодных видов деятельности за счет более выгодных лишает оператора стимулов к сокращению издержек, приводит, рано или поздно, к перекосам в экономике транспортной компании и заставляет ее либо поднять уровень тарифа до экономически обоснованного, либо отказаться от предоставления соответствующей услуги.

Издержки оператора, в свою очередь, определяются:

— техникой и технологиями, которые применяет транспортный оператор. Подвижной состав и оборудование могут быть более или менее эффективными, как и методы организации перевозочного процесса. Большое влияние на издержки оказывает возраст транспортных средств. Чем он больше, тем выше затраты па поддержание техники в работоспособном состоянии;

- транспортными свойствами грузов, в частности, такими, как удельный погрузочный объем груза (см. параграф 4.2), вес, размеры и форма грузовых мест, степень опасности груза, допустимость совместной перевозки различных видов грузов, необходимость соблюдения особых режимов при транспортировке, потребность в механизмах для погрузки и выгрузки и т.д. Перевозка некоторых видов грузов требует прямых дополнительных затрат — например, на оборудование подвижного состава и подготовку персонала для перевозки опасных грузов. В других случаях транспортные свойства груза косвенно увеличивают удельные издержки. Например, при транспортировке грузов с высоким удельным погрузочным объемом уменьшается возможный объем перевозки в одном транспортном средстве;

Рис. 3.9. Основные факторы, влияющие на формирование тарифа

— размером партии. Влияние этого параметра наиболее значимо вблизи пограничной величины, которая делает партию груза для данного транспортного оператора "мелкой" (см. параграф 4.6). При увеличении размера партии удельные издержки снижаются;

- расстоянием перевозки. Данный параметр особенно значим для видов транспорта с высокой долей постоянных издержек (железнодорожный, морской), поскольку при увеличении расстояния перевозки они распределяются на больший объем транспортной работы;

- условиями осуществления перевозок, среди которых следует выделить, прежде всего, сбалансированность грузопотоков. Выполнение обратного рейса без груза, с частичной или с полной загрузкой транспортного средства очень сильно влияет па экономику транспортировки. Другими важными условиями являются загруженность транспортной сети и терминалов, погодные условия и т.д.;

- ценами услуг и ресурсов, которые транспортный оператор приобретает для выполнения перевозок. Состав и структура этой группы факторов зависит, прежде всего, от вида транспорта и включает цену топливно-энергетических ресурсов и трудовых ресурсов, которые использует транспортный оператор, затраты по аренде или лизингу транспортных средств, стоимость услуг субконтракторов, привлекаемых для выполнения отдельных работ, плату за пользование инфраструктурой и т.д.

Цена рынка.

Эта характеристика может использоваться в качестве ориентира при назначении тарифа двояко:

- при работе на рыночных сегментах с высоким уровнем конкуренции, когда ни один поставщик или потребитель услуги не может оказать существенного влияния на уровень тарифа, большинство операторов "следует за рынком", ориентируясь па средний сложившийся уровень тарифа;

- в ситуации, когда транспортный оператор выводит на рынок новую услугу, рассчитывает увеличить свою рыночную долю или предпринимает иные активные действия. В этом случае ориентиром является тариф конкретного предприятия-конкурента (или группы таких предприятий), которых оператор намерен "потеснить" за счет повышения качества сервиса или снижения цены. Данный ориентир в сочетании с контролем собственных издержек позволяет вырабатывать и проводить сбалансированную тарифную политику.

Платежеспособность клиента, или, как иногда говорят, "платежеспособность груза", является максимальной ценой, которую готов уплатить клиент за данную услугу в конкретных условиях. Назначение тарифа "от платежеспособности" в чистом виде применяется, когда транспортная компания занимает на рынке монопольное положение, а также в случае предоставления сложных многокомпонентных услуг, не имеющих на рынке аналогов. В остальных случаях данный фактор учитывается в сочетании с другими для контроля адекватности тарифа текущей рыночной ситуации.

Платежеспособность клиента, как правило, тем выше, чем дороже перевозимый товар и чем меньше в его продажной цене транспортная составляющая. При перевозке дорогих товаров (с транспортной составляющей порядка 5% и ниже) все более важным условием для грузовладельца становится не цена перевозки, а ее качество, в частности — обеспечение сохранности груза, своевременность доставки, гибкость транспортного обслуживания, широкий набор сопутствующих транспортировке дополнительных услуг и т.д.

Платежеспособность сильно зависит также от положения клиента-грузовладельца на товарном рынке, где реализуется перевозимый товар, и от конъюнктуры этого рынка. Транспортные операторы, как правило, внимательно следят за товарными рынками, которые они обслуживают, и корректируют тарифы в зависимости от их состояния. В периоды роста спрос на перевозки растет, увеличивается и платежеспособность клиентов, что дает основания для повышения тарифов. Напротив, когда конъюнктура товарного рынка ухудшается, перевозчики снижают тарифы, учитывая реальную платежеспособность клиентуры. В наиболее острый период экономического кризиса 2008—2009 гг. многие океанские контейнерные операторы снижали тариф до минимально возможной величины — прямых издержек (стоимость топлива, портовых и терминальных услуг) с тем, чтобы помочь своим клиентам удержаться "на плаву" и сохранить их лояльность перевозчику.