Требования к планированию многолетней подготовки

Эффективность планирования подготовки спортсменов может быть обеспечена при учете следующих основных требований:

всесторонности. Планированием должны охватываться все стороны подготовки, в том числе связанные с тренировочной и соревновательной деятельностью, восстановительными мероприятиями, внешними условиями тренировки и т.д.;

конкретности. В ходе подготовки всегда должны решаться конкретные задачи – достижение определенного уровня подготовленности в целом и по отдельным компонентам, подготовка к конкретным соревнованиям, к встречам с вероятными соперниками и т.д.;

оптимизации подготовки. Достижение конкретной цели за счет минимальных тренировочных воздействий, соответствие между возможностями спортсмена (его состоянием) и фактическими тренировочными и соревновательными нагрузками. Естественно, что последнее обстоятельство невозможно учитывать без внедрения системы комплексного контроля.

Проблема многолетней подготовки

В теории физического воспитания разработана достаточно четкая система подготовки спортсменов высокой квалификации, особенно в годичных макроциклах. Это, естественно, наталкивает на мысль о возможности использовать результаты исследований и опыт тренировки в сходных видах спорта для рационализации методики совершенствования подготовки спортсменов.

Но этот перенос не может быть осуществлен механически, без учета специфики деятельности спортсменов. Переносить, очевидно, надо не конкретные рекомендации, а в первую очередь общее понимание сущности факторов, определяющих подготовленность спортсменов.

Так, в своей книге "Современная система спортивной тренировки" Н. Г. Озолин пишет: "Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов – процесс, составными частями которого являются также гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия, организация и др., неразрывно связанные между собой на основании определенных принципов, правил и положений".

Огромное значение при этом принадлежит социальным причинам, экономической базе общества и многим другим факторам.

По мнению многих ученых (В. М. Дьячков, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, М. Я. Набатникова, Н. Г. Озолин и др.), к числу основных факторов, определяющих высокий уровень работоспособности и спортивных результатов, относится правильное планирование в микро- и макроциклах суммарной величины тренировочной нагрузки в целом и соотношение ее отдельных компонентов.

Многолетнюю подготовку принято планировать по олимпийским, четырехлетним циклам. В. П. Филин предложил в многолетней подготовке выделять четыре этапа: предварительной подготовки; начальной спортивной специализации; углубленной тренировки; спортивного совершенствования.

Г. С. Туманян на основании богатого экспериментального материала определил также четыре этапа многолетней подготовки: ранняя многоборная подготовка (от новичка до спортсмена I разряда); специальная подготовка (от I разряда до мастера спорта); демонстрация наивысших достижений; постепенное прекращение занятий спортом.

Л. П. Матвеев в процессе многолетних занятий спортом выделил три стадии: базовой подготовки; максимальной реализации спортивных возможностей; спортивного долголетия.

При кажущейся разноречивости приведенных классификаций в них все же довольно четко просматривается Вперед типичная возрастная динамика спортивных достижений: начало занятий – подъем – расцвет – наивысший уровень и стабилизация с возможными периодическими снижениями.

В каждом конкретном виде спорта существуют свои вехи многолетней подготовки. Планирование годичной подготовки зависит от многих факторов, главными из которых являются: конкретные цели и задачи подготовки на год, закономерности становления спортивной формы и календарь соревнований.