Транспортный налог

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ, предусматривающими порядок и сроки уплаты в бюджет транспортного налога (авансовых платежей по налогу), налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Если бюджетные учреждения имеют зарегистрированные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства), то они обязаны уплачивать транспортный налог в установленном законом порядке.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства, а размеры ставок транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ.

Расчеты с бюджетом по транспортному налогу отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Для обособленного учета транспортного налога в соответствии с Инструкцией № 157н в код синтетического счета 030305000 учреждение имеет право ввести дополнительный аналитический код. Это должно найти отражение в приказе "Об учетной политике учреждения".

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, за исключением:

– земельных участков и иных объектов природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

– имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемого этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

– основных средств движимого имущества, принятых на учет с 1 января 2013 г.

Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Основой для расчета этого налога служит среднегодовая остаточная стоимость основных средств.

Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество, а законодательным органам субъектов РФ предоставлено право дополнять перечень налоговых льгот. Например, от налогообложения освобождаются:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

– организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

– организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

– организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

– организации – в отношении космических объектов;

– имущество государственных научных центров.

Ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также сроки представления налоговых деклараций устанавливаются законами субъектов РФ.

Этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ. Все учреждения, в том числе и освобожденные законодательством субъекта РФ от уплаты этого вида налога, обязаны представлять налоговые декларации и одновременно заявлять о праве на льготу.

Земельный налог

Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в бессрочное пользование. По федеральному законодательству учреждения не освобождены от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – законами этих субъектов РФ. Как правило, льготы предоставляются только тем учреждениям, которые финансируются из местного бюджета. В этом случае федеральные и региональные учреждения являются плательщиками налога, средства на уплату которого должны быть предусмотрены в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Максимальные размеры ставок земельного налога определяются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Необходимо отметить, что за нарушение сроков уплаты вышеперечисленных налогов с учреждения взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога, а за неполную уплату налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

В табл. 5.25 приведены типовые записи по отражению в учете операций по расчетам и платежам в бюджет других налогов.

Таблица 5.25

Отражение в учете расчетов и платежей в бюджет но налогам

ОГЛАВЛЕНИЕ операции

Бухгалтерская запись

дебет

кредит

Расчеты по налогу па прибыль

Начисление налога на прибыль с доходов от деятельности приносящей доход в соответствии с гл. 25 НК РФ

240110130

230303730

Перечисление налога на прибыль в бюджет

230303830

220111610

18 забалансовый счет

Расчеты по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному и прочим налогам и сборам за счет средств бюджета

Начисление транспортного налога, государственной пошлины

040120290

030305730

Начисление налога на имущество

040120290

030312730

Начисление земельного налога

040120290

030313730

11еречисление налогов и сборов в бюджет с лицевого счета в органе казначейства

030305830

030312830

030313830

0201 11610

18 забалансовый счет