Транспортные тарифы

Термин "тариф" (tariff) относится как к соответствующей экономической категории, так и к документу, публикуемому транспортным оператором.

Транспортный тариф как экономическая категория представляет собой цену транспортной услуги. В этом смысле тарифы обладают общими свойствами цен, отражая особенности ценообразования в транспортной отрасли.

Транспортный тариф как документ, который публикует транспортный оператор, представляет собой совокупность:

— перечня услуг, предлагаемых транспортным оператором;

- соответствующих отдельным услугам тарифных ставок.

Тарифная ставка — это цена выполнения определенной операции в составе транспортной услуги, например перевозки одной тонны груза на один километр;

- правил расчета конечных цен за услуги оператора с учетом условий их предоставления (состав услуг, транспортные свойства грузов, партионность, срочность доставки и т.д.).

Функции тарифов

Основными функциями транспортных тарифов являются:

1) возмещение издержек транспортного оператора и обеспечение получения расчетной прибыли;

2) управление рыночным поведением клиентуры. Структура тарифа и уровень тарифных ставок могут использоваться для того, чтобы стимулировать клиентуру к определенным желательным для транспортного оператора действиям. Наряду с основной задачей — заставить клиента предпочесть данного оператора его конкурентам, тариф может стимулировать клиентуру к тому, чтобы:

— предъявлять грузы к перевозке партиями определенного размера;

- преимущественно использовать определенные пункты для отправления грузов или определенные маршруты для их перевозки;

- заказывать для перевозки определенные транспортные средства;

- приобретать транспортные услуги "пакетом", а не по отдельности;

— заключать с оператором договоры, рассчитанные на долгосрочное сотрудничество, и т.д.

Тариф может носить и заградительный характер, т.е. делать определенные действия невыгодными для клиента (поскольку они невыгодны для транспортного оператора). Искусственно завышенные тарифы устанавливаются иногда на так называемые короткопробежные перевозки, невыгодные для транспортного оператора. Цена хранения контейнера на терминале, как правило, очень низка в течение первых двух-трех суток, но затем она скачкообразно возрастает, не допуская использования терминала для длительного хранения грузов;

3) поддержка отдельных потребителей или поставщиков транспортных услуг (в случае, когда тариф регулируется государством), рациональное с точки зрения регулирующего органа распределение грузопотоков между видами транспорта;

4) обеспечение конкурентоспособности цепей поставок, в которых реализуются соответствующие транспортные услуги. Данная функция тарифов отражает взаимосвязь между транспортными и товарными рынками (см. параграф 2.4). На рис. 3.8 показано, как стоимость доставки может влиять на ценовую конкурентоспособность грузоотправителя.

Рис. 3.8. Влияние тарифа на ценовую конкурентоспособность грузоотправителя

Заводы А и В производят однородные конкурирующие между собой товары; территория, где находятся потенциальные покупатели, лежит в интервале АВ. Продажная цена для продукции каждого из производителей складывается из цены завода и цены транспортировки, которая растет с удалением от места производства. В точке х цепы товаров обоих производителей равны. Снижение стоимости транспортировки товара для завода В (штриховая линия) расширяет границы ценовой конкурентоспособности его продукции от пункта .г до пункта х,. В то же время применение перевозчиком, обслуживающим завод А, специального сниженного тарифа для пункта ¿2 позволяет этому заводу установить контроль над привлекательным для него региональным сегментом рынка.