Транспортные суда для перевозки грузов

Основной особенностью современного морского транспортного флота является специализация судов в зависимости от перевозимых грузов и условий перевозки. Основными типами судов, используемыми в морских перевозках, являются танкеры, балкеры и контейнеровозы.

Танкеры (tankers) предназначены для перевозки наливных грузов — сырой нефти и нефтепродуктов, химических грузов, сжиженных газов, а также пищевых наливных грузов. Танкеры являются наиболее крупными транспортными судами, что определяется характером соответствующих грузопотоков, прежде всего, в глобальной системе поставок сырой нефти (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Перекачка нефти с танкера-накопителя (плавучего нефтяного терминала) на транспортный танкер класса AFRAMAX

Дедвейт самого крупного из когда-либо построенных судов -танкера Knock Nevis — составлял 564 тыс. т. Грузовые работы на танкерах осуществляются с помощью системы трубопроводов; погрузка обеспечивается береговыми средствами, а выгрузка — собственными средствами судна. Скорость погрузки и выгрузки танкеров может достигать 10—15 тыс. т в час. Танкеры оснащают мощными противопожарными системами, а также системами подогрева груза, отвода газов, зачистки танков и т.д. К судам этого типа предъявляются наиболее высокие требования по обеспечению экологической безопасности из-за тяжелых последствий аварий, сопровождаемых разливом нефти.

Среди других типов танкеров следует выделить суда-газовозы. Их флот в последние годы растет в связи с расширением использования природного газа в экономике. Газовозы делятся на две группы: LNG (Liquified Natural Gas Carrie/), предназначенные для перевозки сжиженного природного газа, и LPG (Liquified Petroleum Gas Carrier), используемые для доставки сжатых попутных нефтяных газов и некоторых других газообразных продуктов — например, аммиака.

Балкеры (bulk carriers) используются для транспортировки насыпных и навалочных грузов — руды, угля, зерна, удобрений и т.п. (рис. 9.6). Балкеры малой грузоподъемности являются универсальными судами, оснащенными собственными грузовыми средствами, которые используются для погрузки и выгрузки навалочных, генеральных, лесных грузов и даже контейнеров. Некоторые балкеры имеют ленточные транспортеры для саморазгрузки. Крупные балкеры используются на перевозках между хорошо оборудованными портами и собственными грузовыми средствами не оснащаются.

Существуют комбинированные суда, предназначенные для перевозки наливных и навалочных грузов. Их применение позволяет снизить порожний пробег за счет перевозки руды в прямом направлении и наливных грузов — в обратном.

Рис. 9.6. Балкер под погрузкой на специализированном терминале

Контейнеровозы (container carriers) используются на морских регулярных линиях для перевозок крупнотоннажных контейнеров (рис. 9.7, а также врезка 3.1). Их основной характеристикой является не дедвейт, а контейнеровместимость, которая измеряется в TEU. Линейные контейнеровозы вместимостью до 18 тыс. ТЕU работают между крупнейшими базовыми портами, имеющими специализированные контейнерные терминалы с высокопроизводительным погрузочным оборудованием. Линейные контейнеровозы имеют обычно ячеистую конструкцию, при которой контейнеры опускаются в трюм по вертикальным направляющим без дополнительного раскрепления, что значительно ускоряет грузовые операции.

Фидерные контейнеровозы имеют вместимость порядка 1000 ТЕU и осуществляют развоз и сбор контейнеров в зонах тяготения базовых портов. Они оснащаются собственными средствами погрузки и разгрузки.

Суда с горизонтальной погрузкой — ролкеры ("Rо-Rо")представляют собой многопалубные суда с грузовыми аппарелями, по которым колесная техника (автомобили, сельскохозяйственные и строительные машины) загружается своим ходом (рис. 9.8). Другие грузы, в том числе контейнеры, устанавливаются на специальные тележки — роллтрейлеры — и размещаются на грузовых палубах судна с помощью портовых тягачей. Суда типа "Rо-Rо" подразделяются на линейные ролкеры, специализированные суда для перевозки новых грузовых автомобилей, автомобильно-пассажирские суда и паромы (в том числе автомобильно-железнодорожные). Существуют также гибридные конструкции судов ("1ю-Ко"), когда часть грузов помещается в трюмы судна кранами, а колесная техника загружается по аппарели.

Помимо перечисленных выше, па морских перевозках эксплуатируются также универсальные сухогрузные суда, а также другие типы специализированных судов — рефрижераторы, лесовозы, суда для перевозки неделимых тяжеловесных грузов и т.д.

Рис. 9.7. Размещение контейнеров в трюмах и на палубе контейнеровоза

Рис. 9.8. Разрез судна типа "Rо-Rо"