Транспортно-технологические системы и провайдеры логистики

Одним из средств повышения эффективности логистической системы является внедрение новых транспортнотехнологических систем (ТТС), под которыми понимается комплекс согласованных и взаимосвязанных технических, экономических, организационных и коммерческо-правовых решений, позволяющих с максимальным эффектом и наименьшими затратами обеспечить доставку материальных потоков на конкретных направлениях движения товара к потребителю.

К современным ТТС относят: пакетную (поддоны, паллеты), контейнерную, ролкерную (суда типа РО-РО), паромную, лихтеровозную, барже-буксирную и др.

Основа любой ТТС – это укрупнение грузовых поставок. Наиболее распространенной и универсальной является контейнерная ТТС. Стандартной грузовой единицей является сам контейнер.

Стандарты на контейнеры были разработаны международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1961 г. В соответствии со стандартом ИСО каждый контейнер имеет четырехбуквенный код и семизначный номер, например ASBU-2489126. Первые три буквы – это код владельца контейнера: буква U означает в соответствии со стандартом ИСО транспортное оборудование "контейнер грузовой". Семь цифр – это серийный номер контейнера. Контейнер может иметь вторую строку кода, состоящего из двух частей – буквенной и цифровой. Первая (буквенная) часть – обозначение страны владельца контейнера, а вторая (цифровая) – код размера контейнера (две цифры) и код типа контейнера (две цифры).

Пример [5, с. 156].

UZUU 2234567 => UZUU – украинские железные дороги;

2234567 – номер контейнера; далее по цифрам:

2 – контейнер 20-футовый;

2 – высота 2591;

34 – тип контейнера (универсальный или специализированный);

567 – порядковый номер.

UA 2210 => UA – владелец контейнера – украинская фирма;

22 – контейнер ICC (20-футовый);

10 – контейнер закрытый с естественной вентиляцией.

Элементами контейнерной транспортной системы являются контейнерные терминалы. Они могут располагаться в портах, па железнодорожных и автомобильных станциях.

В мировой практике при перевозке продукции в смешанных перевозках широко используются такие ТТС, как контейнерная, пакетная, грейдерная, фрейджерная (паромные переправы).

В современных условиях важное значение имеют организация и осуществление доставки грузов потребителю. Для выполнения этих операций создаются специализированные фирмы, предприятия. Предприятия, содействующие исполнению компанией-поставщиком контрактов по продажам и поставкам продукции получателям, называются провайдерами логистики.

Особое место среди провайдеров логистики занимают транспортно-экспедиторские компании, выполняющие следующие операции:

• консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;

• компетенция грузовых партий, т.е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) для наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок невыгодна клиентуре);

• посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и другими предприятиями, участвующими в процессе доставки товара;

• передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемно-сдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации;

• организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ;

• прием груза в пункт назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);

• оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т.д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами и другие операции.

Крупные экспедиторские компании не ограничиваются только посредническими операциями и организацией доставки товара, они также участвуют в перевозочном процессе. Как правило, экспедиторские фирмы приобретают и эксплуатируют автотранспорт, причем используют его как при внутренних, так и при международных перевозках.

В настоящее время на разных видах транспорта создаются различные транспортно-экспедиторские организации.

В системе железнодорожного транспорта действуют специализированные транспортно-экспедиторские организации (дорожные центры фирменного транспортного обслуживания – ДЦФТО, образованные в 1994 г.), а также товарные станции, дистанции перевозок, транспортно-экспедиторские конторы (ТЭК).

На водном транспорте экспедиторские операции выполняют порты, в структуре которых действуют транспортно- экспедиторские конторы и иногда самостоятельные хозрасчетные подразделения.

Транспортно-экспедиторские операции с грузами выполняют также специализированные организации. Крупнейшие из них – "Союзвнештранс", "Совмортранс", "Желдортранс", "Союзтранзит", "Совтрансавтоэкспедиция" и др. – имеют многолетний опыт работы, обладают разветвленной сетью представительств в России, странах СНГ и за рубежом.

Транспортно-экспедиторские операции организациями выполняются согласно договору. Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме.

Современным методом организации доставки товаров является построение и использование провайдерами логистики интермодальных систем (транспортных коридоров). Это связано с тем, что большинство грузов идет в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта. Для того чтобы успешно организовать и осуществить их движение по варианту "от двери до двери", требуется наличие специальной компании, которая взяла бы на себя вопросы общей организации всего процесса доставки, обеспечила выписку сквозной документации, котировку сквозной ставки тарифа. Подобные компании, оказывающие клиентуре указанный спектр услуг в рамках осуществления доставки товаров, получили название "операторы смешанных перевозок".

Грузы, следующие в смешанном сообщении, в основном перевозятся по интегрированным транспортно-технологическим системам, при которых работа всех видов транспорта жестко взаимосвязана, погрузочно-разгрузочные работы в основном автоматизированы, в организации процесса доставки широко используется вычислительная техника. Подобные интегрированные системы получили свое первоначальное развитие на Североамериканском континенте, где они стали называться "интермодальными системами", а перевозки по названным системам – "интермодальными перевозками".

Компании – провайдеры логистики, осуществляющие доставку товаров по интегрированным транспортно-технологическим системам, получили название "операторы интермодальных перевозок" или "интермодальные системы".

Ни международное регулирование, ни внутренние законодательные акты стран мира не дают указания на то, какая конкретная организация может или должна быть оператором интермодальных перевозок. В практике мирового хозяйства чаще всего операторами интермодальных перевозок (транспортных коридоров) являются экспедиторские компании, реже – морские компании или объединения компаний (морские консорциумы), еще реже – железнодорожные предприятия. Но в любом случае эту роль исполняют компании, связанные с доставкой товаров, с организацией и осуществлением перевозок.

Основным юридическим документом, регулирующим международные смешанные перевозки, в том числе и по интегрированным транспортно-технологическим системам, является Конвенция ООН о международных смешанных перевозках 1980 г. Она создала правовую базу для организации и осуществления международных смешанных перевозок, в том числе и на новой интегрированной технологической основе (интермодальные перевозки). Что касается внутренних смешанных перевозок, то эго прерогатива национального законодательства стран. В России эти перевозки регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Уставом железных дорог РФ, Уставом внутреннего водного транспорта РФ, Уставом автомобильного транспорта РФ и Гражданским кодексом РФ.