З. Транспортно-технологические системы

В целях совершенствования и оптимизации транспортного обслуживания внешнеторговых операций в практику международных перевозок широко внедряются современные транспортно-технологические системы. Наибольшее распространение среди них получили контейнерная, пакетная, трейлерная, паромная, лихтерная, кассетная и комбинированная системы.

Контейнерная транспортно-технологическая система используется для перевозки штучных, тарно-штучных и тарно-упаковочных грузов, а также ценных грузов. Главное ее достоинство заключается в доставке грузов "от склада до склада", что исключает какие-либо промежуточные действия отправителя и получателя груза в общем транспортном процессе.

Оптимальный вариант применения этой системы предполагает загрузку готовой продукции на месте ее изготовления в контейнеры и ее перемещение в таком виде до потребителя в конечном пункте. Однако этот идеальный вариант встречается не так часто.

Еще одно достоинство контейнерной транспортно-технологической системы – менее затратные погрузочно-разгрузочные операции.

В последнее время данная система получает все более широкое распространение. И это несмотря на существенные затраты, сопряженные с ее созданием и внедрением в практику международных перевозок. Затраты обусловлены рядом обстоятельств, в том числе необходимостью иметь, во-первых, специализированную транспортную базу, во-вторых, соответствующий контейнерный парк, в-третьих, специальную перегрузочную технику, и, наконец, контейнерные терминалы.

Контейнерная транспортно-технологическая система базируется на использовании контейнера – элемента транспортного оборудования, обладающего специальной конструкцией, которая обеспечивает достаточную прочность для многократного использования, доставку грузов без промежуточной выгрузки, быструю перегрузку с транспортного средства, легкую загрузку и выгрузку груза.

Сами контейнеры, составляющие контейнерный парк, должны отвечать ряду требований, которые в целях обеспечения унификации выработаны Комитетом по грузовым контейнерам – ТК 104, действующим в составе международной организации ИСО. В частности, они должны:

1) иметь постоянную техническую характеристику и обладать достаточной прочностью для многократного использования;

2) иметь специальную конструкцию, обеспечивающую доставку грузов без промежуточной выгрузки;

3) обладать конструкцией, позволяющей легко загружать их грузом и выгружать из них груз;

4) иметь внутренний объем 1 м3 и более.

Перечисленные требования касаются всех видов контейнеров, используемых при перевозках. Выделяют две классификационные группы контейнеров. Первая в зависимости от массы представлена малотоннажными контейнерами грузоподъемностью до 2,5 т, среднетоннажными – грузоподъемностью от 2,5 до 10 т и крупнотоннажными – грузоподъемностью свыше 10 т.

Вторая классификационная группа в зависимости от назначения включает универсальные и специализированные контейнеры. И те и другие в свою очередь с учетом размеров и грузоподъемности подразделяются на 12 типов. Кроме того, для насыпных, жидких и газообразных грузов используются контейнеры-цистерны. Они также подразделяются на три типа.

Суть пакетной транспортно-технологической системы состоит в осуществлении международных перевозок грузов в пакетах. Транспортный пакет представляет собой сформированное из тарных и штучных грузов укрупненное грузовое место с применением пакетирующих средств. К таким средствам относятся поддоны, флеты, роллтрейлеры.

Наибольшее распространение получили поддоны. Их разновидностями являются полосные, стоечные и ящичные поддоны. Флетами именуются грузовые площадки значительных размеров, оборудованные устройствами для автоматического захвата при погрузке-выгрузке. Роллтрейлеры также являются грузовыми площадками. Однако в отличие от флетов такие площадки имеют колесный ход. Поэтому после погрузки грузов они буксируются автомобильными тягачами к месту погрузки на роллерные суда.

В целом по своим объемам пакеты уступают контейнерам. Их максимальная грузоподъемность составляет не более 7,5 т, в то время как максимальная грузоподъемность контейнера примерно в четыре раза превышает указанный тоннаж. Именно поэтому наиболее распространенными грузами, перевозимыми пакетным способом, являются тарные и штучные грузы.

К пакетирующим средствам относятся также средства крепления груза в пакетах. Это контрольные приспособления: пломба, контрольная лента, скрепленная в замок, усадочная пленка, которыми оборудованы пакеты. Основное требование к ним – исключение возможности изъятия отдельных грузов из пакета без нарушения контрольных приспособлений.

Существуют многооборотные (многоразовые) и одноразовые пакетные средства. Для гибкого использования многооборотных пакетных средств создастся их парк.

Помимо пакетирующих средств и их парка пакетная транспортно-технологическая система включает специальные многоярусные склады с подвижными подъемниками. Кроме того, в ее состав входит универсальный и специальный транспорт (например, автомобильные тягачи, применяемые при использовании роллтрейлеров), а также перегрузочная техника.

Весьма распространенной в международных морских перевозках является трейлерная транспортная технологическая система. Ее специфика заключается в горизонтальном способе погрузки. Погрузка осуществляется через бортовые, носовые или кормовые проемы по специальным приспособлениям – аппарелям с использованием погрузочных площадок на колесном ходу различных типов. Они загружаются на складах и с помощью автотягачей или автопогрузчиков буксируются на причал порта отправления. В зависимости от конструкционных особенностей, грузоподъемности и габаритов погрузочные площадки на колесном ходу подразделяются на три типа: трейлеры, семитрейлеры и роллтрейлеры. В свою очередь каждая из групп имеет разновидности. Например, роллтрейлеры бывают одноосные, двухосные и четырехосные. Грузоподъемность первых составляет 25, вторых – 60, третьих – 100 т.

Трейлерная транспортная технологическая система применяется для перевозки как пакетированных, так и непакетированных тарно-штучных грузов. При их перевозке используются суда накатного (ролкерного) типа, которые укомплектованы специальной погрузочной техникой – вилочными погрузчиками, автогрузовозами, контейнерными погрузчиками.

Итак, трейлерная транспортная технологическая система включает суда-ролкеры, погрузочные площадки на колесном ходу, какими являются трейлеры, семитрейлеры и роллтрейлеры, погрузочные машины и механизмы, а также специальные тягачи. Кроме того, важным элементом этой системы являются склады и технические устройства для формирования грузовых единиц и расформирования укрупненных грузовых единиц.

Паромная транспортная технологическая система характеризуется применением особого типа судов (паромов) и специальным целевым назначением, состоящим в перевозках транспортных средств. На судах-паромах перевозятся железнодорожные вагоны, локомотивы, железнодорожные краны, а также автомашины, автоприцепы и полуприцепы. Погрузка грузов на паромы осуществляется путем наката вагонов и автомобилей через кормовые отсеки на палубу. Затем с помощью лифта груз опускается в трюм или поднимается на верхнюю палубу. Для его окончательного размещения используются маневровые локомотивы и поворотные секторы.

Комплекс паромной транспортной технологической системы состоит из морских паромов, береговых и судовых приемных устройств для перегрузки железнодорожных вагонов и автомобилей, площадок для формирования железнодорожных составов, а также автомобильных парков.

Лихтерная транспортная технологическая система применяется на морском транспорте. Ее особенностями являются, во-первых, использование лихтерно-несамоходных барж, во-вторых, перевозка навалочных, насыпных и генеральных грузов и, в-третьих, усложненная система организации осуществления перевозки.

Лихтерная перевозка осуществляется несамоходными плоскодонными баржами, которые именуются лихтеровозами. Их грузоподъемность колеблется в пределах от 200 до 7000 т. Процесс организации и осуществления перевозки включает загрузку лихтеров в речном порту, формирование лихтерных составов, их буксировку в морской порт, подъем лихтеров с помощью лифтовой системы на борт морского судна-лихтеровоза, перевозку груза, спуск лихтеров в акватории морского порта, формирование лихтерного состава, буксировку его в речной порт назначения, разгрузку лихтеров в порту.

Вся лихтерная транспортная технологическая система включает лихтеровозный флот, состоящий из судов-лихтеровозов для перевозки лихтеров на палубе и в трюмах, несамоходные лихтеры-баржи, базы их отстоя и накопления и буксировочную технику.

Кассетная транспортная технологическая система характеризуется специфическими способами формирования грузовых единиц и их погрузки. Основу формирования грузовых единиц этой системы составляют кассеты – укрупненные грузовые места массой 500–2500 т. Применяются два типа кассет – плоская платформа и плавучая секция. Плоская платформа загружается непосредственно на причале, после чего портовым краном устанавливается на палубу или в трюм судна. Плавучая секция представляет собой составную часть самоходного судна. Плавучие секции загружаются в установленных местах. После выполнения погрузочных работ с помощью специальных приспособлений из них составляется самоходное судно.

Таким образом, кассетная транспортная технологическая система состоит из специализированных судов-кассетовозов, укрупненных грузовых единиц-кассет, устройств для перемещения кассет по территории порта и парка погрузочной техники.

Для комбинированной транспортной технологической системы характерно сочетание различных транспортно-технологических систем с использованием разных способов укрупнения грузовых мест. Наиболее распространенные комбинации связаны с использованием пакетной, контейнерной и паромной транспортно-технологических систем. Это случаи перевозок на паромах вагонов, автомашин с находящимися в них пакетами или контейнерами с грузом. Аналогичные способы перевозок присущи также лихтерной и кассетной транспортным технологическим системам.

Применение комбинированных транспортных технологических систем, безусловно, усложняет транспортный процесс, поскольку требует учета особенностей каждой системы. Однако, если иметь в виду конечную цель транспортного обеспечения международной торговли, достаточно сложные географические условия перемещения товаров, преодоление огромных расстояний, включение в перевозочный процесс разных видов транспорта, комбинированная система успешно выполняет свою функцию.