Транспортная система России и технико-экономические особенности различных видов транспорта

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый вид транспорта имеет свои особенности и сферы рационального использования (табл. 1.4).

К основным показателям работы различных видов транспорта относятся грузооборот и объем перевозок (табл. 1.5 и 1.6).

Как показывает анализ табл. 1.5 и 1.6, наибольший объем перевозок осуществляет автомобильный транспорт, а в грузообороте железнодорожный.

Для логистики интересна и важна протяженность путей сообщения России, которая способствует созданию региональных складов для качественного обслуживания потребителей и приведена в табл. 1.7.

Таблица 1.4

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

достоинства

недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность; регулярность и невысокая себестоимость перевозок

Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла

Практически не ограничена

Морской

Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкая себестоимость; практически неограниченная пропускная способность

Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства

Практически не ограничена

Речной

Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства

То же, что в морском транспорте; неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки

Практически не ограничена

Автомобильный

Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети

На короткие расстояния (до 300 км)

Воздушный

Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования

Высокая себестоимость перевозки

Практически не ограничена

Таблица 1.5

Объем перевозок грузок различных видов транспорта

Вид транспорта

2007 г.

2009 г.

2011 г.

2012 г.

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

Железнодорожный

1345,0

14,2

1109,0

14,8

1382,0

16,6

1421,0

16,6

Автомобильный

6861,0

72,6

5240,0

702

5636,0

67,7

5842,0

68,5

Трубопроводный

1062,0

11,3

985,0

13,2

1131,0

13,6

1096,0

12,8

Морской

28,0

0,3

37,0

0,5

34,0

0,5

34,0

0,4

Речной

(внутренний водный)

153,0

1,6

97,0

1,3

126,0

1,6

125,0

1,7

Воздушный

4,0

0

0,9

0

1,2

0

1,2

0

Транспортная система в целом

9450,0

100,0

7469,0

100,0

8337,0

100,0

8519,0

100,0

Источник: Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.

Таблица 1.6

Грузооборот различных видов транспорта

Вид транспорта

2007 г.

2009 г.

2011 г.

2012 г.

млрд

ткм

%

млрд

т-км

%

млрд т • км

%

млрд т • км

%

Железнодорожный

2090,0

42,5

1865,0

41,8

2128,0

43,3

2222,0

44,0

Автомобильный

206,0

4,2

180,0

4,0

223,0

4,5

249,0

5,0

Трубопроводный

2465,0

50,2

2282,0

51,1

2422,0

49,3

2453,0

48,5

Морской

65,0

1,3

100,0

2,0

78,0

i,6

71,0

1,4

Речной

(внутренний водный)

86,0

1,7

54,0

1,0

59,0

1,2

55,0

1,0

Воздушный

3,4

0,1

4,7

0,1

5,0

0,1

5,1

0,1

Транспортная система в целом

4915,4

100,0

4446,0

100,0

4915,0

100,0

5055,0

100,0

Источник. Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.

Интерес представляют не только эксплуатационная длина путей сообщения, а также наличие транспортных средств по видам транспорта (табл. 1.8) и грузооборот в международном сообщении по отдельным видам транспорта (табл. 1.9).

В зависимости от стратегии и задач фирмы компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности и другие показатели.

Существуют разные варианты выбора вида транспорта при доставке продукции потребителю. Один из вариантов, который предложил Ф. Котлер, приводится в табл. 1.10. Ф. Котлер предложил поставщику принимать в расчет шесть факторов, которые определяются в баллах. Наиболее высокий балл – 1, наиболее низкий – 5. Какая сумма по этим факторам будет ниже, тот вид транспорта и следует использовать. Необходимо также учитывать вид товара (опасный, скоропортящийся и т.п.), транспортные возможности (контейнер, цистерна и т.п.), а также и другие факторы.

Таблица 1.7

Эксплуатационная длина путей сообщений

Вид транспорта

Протяженность сети по годам, тыс. км

1950

1980

2000

2005

2008

2012

Железнодорожный (мути общего пользования)

67,0

83,0

86,0

85,0

86,0

86,0

Речной (внутренние водные судоходные пути)

110,0

120,0

85,0

102,0

102,0

101,0

Автомобильный (в том числе автодороги с твердым покрытием)

83,0

421,0

752,0

724,0

754,0

1269,0

Магистральные трубопроводы (нефть и нефтепродукты)

3,6

54,0

63,0

65,0

65,0

246,0

Источник: Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.

Таблица 1.8

Наличие транспортных средств по видам транспорта, ед.

Грузовые транспортные средства

2007 г.

2009 г.

2011г.

Рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)

289

221

393

Грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фуры)

5168

5323

5545

Морские грузовые транспортные и нетранспортные суда

3244

2805

2692

Речные грузовые транспортные и вспомогательные суда

29,5

29,4

28,5

Источник: Россия в цифрах 2013 г. Указ. соч.

Таблица 1.9

Грузооборот в международном сообщении по отдельным видам транспорта общего пользования, млрд т•км

Вид транспорта

2007 г.

2009 г.

2011 г.

Автомобильный транспорт

2,9

2,9

3,5

Морской транспорт – всего

53,3

86,4

64,5

В том числе грузов:

экспортных

34,7

43,8

35,5

импортных

2,5

4,8

4,5

между иностранными портами

16,1

37,8

24,5

Внутреннего водного транспорта (речной) – всего

32,6

22,1

22,9

В том числе грузов:

экспорт

28,1

20,5

21,1

импорт

3,1

0,6

0,7

транзит

0,5

0,1

0,1

между иностранными портами

0,9

0,9

1,0

Воздушный

2,6

2,8

4,0

Следует отметить, что Россия – огромная страна и должна развивать торговые пути в XXI в. Чтобы логистика эффективно работала и на внешнеэкономическом уровне, и в России необходимо развивать транспортные коридоры, которые приведены на рис. 1.8.

Таблица 1.10

Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей, сутки

Вид транспорта

Скорость (время доставки от точки до точки)

Надежность

(соблюдение

графика)

Способность перевозить различные виды грузов

Доступность

(количество

обслуживаемых

географических

точек)

Стоимость

одной

тонно-мили

Железнодорожный

3

4

2

2

3

Водный

4

5

1

4

1

Автомобильный

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

5

5

2

Воздушный

1

3

4

3

5

Рис. 1.8. Основные транспортные коридоры России

Источник: URL: cl2.kommersant.rU/ISSUES.PHOTO/TEMA/2008/l 12/ bg_02072008_v02.gif

Основные направления развития транспортной системы в логистике

Транспортная логистика представляет собой жизненно важный компонент (функциональная область) логистики. Поэтому находит все более широкое использование в практической деятельности для обслуживания фирм и различных предприятий. Базой для обслуживания фирм и различных предприятий должна быть разработанная оптимальная транспортная модель и на ее основе должен формироваться согласованный график доставки продукции потребителям. В этом графике определяются не только поступления автомобиля на склад к потребителю, но и материальная ответственность за нарушения графика участниками транспортного процесса. Важным направлением в транспортной логистики должен быть мотивированный подход к управлению материального потока с целью снижения издержек, создания маршрутизации перевозок и транспортно-технологических систем, обслуживающих регионы, районы и потребителей продукции. Необходимо определять не только минимальные затраты, но и транспортную стратегию в целом, а также изменения тарифов, физических, управленческих и информационных систем. Важной остается разработка транспортных моделей и транспортных систем, обеспечивающих доставку продукции потребителям "точно в срок".

В общем виде темы исследования транспортной логистики должно происходить по трем направлениям: разработка моделей и алгоритмов решения задач; включение более реалистических допущений моделирования; объединение логистических моделей.