Транспортная экспедиция

В теории гражданского права юридическая природа договора транспортной экспедиции является предметом дискуссий. Специалисты до сих пор спорят о том, к какой разновидности договоров относится договор транспортной экспедиции — к посредническим, подрядным или к договору об оказании услуг. Действительно, даже при более внимательном исследовании этой проблемы сложно определить однозначно, к какой категории договоров сто отнести: ведь погрузочно-разгрузочные работы могут быть оформлены в рамках договора подряда, доставка грузов — договора перевозки, обеспечение его сохранности — договора хранения, оформление сдачи и приемки — договоров поручения или комиссии. Хотя, с другой стороны, именно в силу специфики целевой направленности этого договора и его предмета он выделен в самостоятельный гражданско-правовой договор[1].

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Предметом данного договора являются действия по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, т.е. услуг по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанности экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Сторонами в договоре выступают экспедитор и клиент.

Клиент — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. Клиент обязан представить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию: полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя); сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям; перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость; сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг; сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок; другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

Экспедитору не запрещается по соглашению с клиентом привлекать к исполнению договора третьих лиц, но он несет ответственность за качество их услуг и отвечает за них перед клиентом. В случае если обязанности по договору были исполнены ненадлежащим образом, то экспедитор несет ответственность за причиненные убытки. Нередко именно действия перевозчика, которого сопровождает экспедитор, приводят к ненадлежащему исполнению договора. В этом случае ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, но которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В ст. 806 ГК РФ предусмотрено, что экспедитор и клиент на равных началах имеют право на односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции, если они в разумный сток предупредили об этом другую сторону. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ст. 802 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" обязывает стороны при заключении договора прилагать к нему экспедиторские документы.

К ним относятся, во-первых, поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом па бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Во-вторых, к договору прилагается экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза. Экспедиторская расписка выдастся экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

В-третьих, в случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Экспедиторские документы составляются исключительно в письменной форме.

Как указано в п. 19 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554, качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов РФ. Однако национальные стандарты качества транспортно-экспедиционных услуг не приняты, а единственным в связи с этим документом, причем рекомендательного характера, в настоящее время является разработанный Ассоциацией экспедиторов РФ ГОСТ Р 52298-2004 (Национальный стандарт РФ. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст.). Данный стандарт устанавливает классификацию транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых на транспорте всех видов грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству этих услуг и методы их контроля.

Помимо этого, в законодательстве до сих пор нет единых требований к упаковке и маркировке грузов, и на практике споры в этой сфере приходится решать только при участии экспертов уже после порчи или повреждения груза для определения виновного лица.

В ст. 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" определены основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Так, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в соответствующих размерах экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими но вине экспедитора.

Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней с момента окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Законом также предусмотрены случаи, когда получатель принял груз, но обнаружил его недостатки позднее. Как поступить в этом случае? Грузополучатель обязан письменно уведомить экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении груза не позднее 30 дней со дня приемки груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

В отношении клиентов ст. 10 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" определяет основания и размер ответственности, которую они несут перед экспедитором. Во-первых, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, которую он обязан был предоставить. Во-вторых, в тех случаях, когда клиент необоснованно отказал экспедитору оплатить расходы, понесенные им в целях исполнения обязанностей, клиент должен будет оплатить, помимо указанных расходов, также штраф в размере 10% от суммы этих расходов. В-третьих, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Для тех случаев, когда клиент и экспедитор договариваются об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, ст. 11 Закона признает такие соглашения ничтожными. Договором может предусматриваться только условие об изменении размера ответственности экспедитора исключительно в сторону увеличения.

Соблюдение претензионного срока в договорных отношениях по транспортной экспедиции обязательно для обеих сторон. Исключением являются случаи, когда предъявляются иски при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Правом па предъявление экспедитору претензии и иска обладает клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а в исключительных случаях — страховщик. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

В юридической практике ненадлежащее исполнение услуг транспортной экспедиции часто становится предметом судебных споров. Примером может послужить следующее дело.

ОАО "Автокомбинат № 3" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ООО "Сибирский транспорт" о взыскании 659 955 руб. 79 коп. задолженности за оказанные услуги по перевозке и экспедированию груза в соответствии с заявками ответчика и 61 302 руб. 53 коп. пеней за несвоевременную оплату счетов. Исковые требования были мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано за недоказанностью требований.

Согласно договору о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, заключенному между ОАО "Автокомбинат № 3" (исполнителем) и ООО "Сибирский транспорт" (заказчиком), исполнитель принял на себя обязательство осуществлять за вознаграждение организацию междугородних и международных перевозок грузов и экспедирование грузов на основании заявок заказчика, являющихся неотъемлемой частью договора.

По условиям п. 3.1 договора заказчик обязался оплатить стоимость оказанных исполнителем услуг по перевозке груза на основании счетов, предоставленных посредством факсимильной связи или электронной почты, в течение 10 банковских дней с момента их получения, если иные сроки не оговорены в согласованной сторонами заявке.

В соответствии с заявками, подписанными сторонами, подлежали оказанию услуги по перевозке и экспедированию груза, грузоотправителем которого указано ОАО "КраМЗ", грузополучателями — организации, находящиеся в Италии и Германии.

В заявках также предусмотрен согласованный фрахт (оплата за перевозку груза) в течение 15 банковских дней после предоставления товарно-транспортной накладной международного образца (СМЯ), акта выполненных работ и счета.

Осуществив по международным товарно-транспортным накладным СМ Я перевозку груза, ОАО "Автокомбинат № 3" выставило ответчику счета, неоплата которых послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

При разрешении спора суды посчитали, что договор № ПМ13А не имеет отношения к сложившимся между сторонами правоотношениям по международной перевозке грузов, поскольку представлен истцом в виде копии, а международные накладные и заявки ответчика не содержат ссылок друг на друга и на указанный договор.

Кроме того, суды исходили из того, что в международных товарно-транспортных накладных ответчик не значится ни отправителем, ни получателем груза.

Применив Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.), положения п. 12, 13 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее — Правила № 554), суды отказали в иске, обосновав отказ отсутствием допустимых доказательств, подтверждающих факт оказания истцом ответчику транспортно-экспедиционных услуг.

Вместе с тем судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права и по неустановленным обстоятельствам спора.

В силу ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

Доказывая, что между сторонами имели место фактические отношения по оказанию транспортно-экспедиционных услуг и обязательства истцом выполнены, ОАО "Автокомбинат № 3" помимо договора № ПМ13А представило заявки на транспортное экспедирование, акты выполненных работ, счета, акт сверки, платежные поручения и другие документы.

Ссылку судов на то, что в соответствии с п. 12, 13 Правил № 554 доказательствами, обязательными для договора товарно-транспортной экспедиции, являются только экспедиторские и складские расписки, нельзя признать обоснованной.

В соответствии с п. 7 Правил № 554 экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Это означает, что если какие-либо условия не оговорены в договоре, стороны могут не заключать дополнительные соглашения, достаточно информации в экспедиторских документах, оформление которых является обязательным, так как они подтверждают заключение именно договора транспортной экспедиции

Несмотря на то что в вышеупомянутых заявках и товарно-транспортных накладных грузоотправителем указано иное лицо, а не ООО "Сибирский транспорт", судами не выяснено, в интересах кого, исходя из воли сторон, ответчик поручил, а истец оказал транспортно-экспедиционные услуги.

Взаимосвязь представленных истцом доказательств (заявок, товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ, акта сверки, счетов, платежных поручений) судами не устанавливалась. При этом не принято во внимание, что во всех документах указаны одни и тс же грузоотправитель и грузополучатели, вид услуг, их стоимость, а акты выполненных работ, акт сверки расчетов за услуги подписаны обеими сторонами и скреплены печатями организаций.

Более того, судами не учтено, что ответчик в отзыве па исковое заявление признал долг и, не соглашаясь с примененным истцом процентом при исчислении пеней, предложил альтернативный расчет.

Без должного внимания судов осталось и то обстоятельство, что долг погашен ответчиком в процессе рассмотрения дела, а в платежных поручениях в качестве основания оплаты указаны заявки.

Делая вывод о том, что доказательство оплаты счетов ответчиком не свидетельствует о реальном оказании истцом услуг, суды не обосновали его соответствующими нормами права.

Таким образом, обжалуемыми судебными актами не опровергнут довод истца о том, что в соответствии с и. 2 ст. 434 ГК РФ вышеперечисленные документы являются доказательствами заключения и совершения сторонами сделок по транспортной экспедиции.

Исходя из уточненных требований истца, пени рассчитаны ОАО "Автокомбинат № 3" на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ, а не на основании договора.

Между тем требование истца о взыскании пеней с позиции Закона судами не рассматривалось.

Из изложенного следует, что вывод судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности истцом факта предоставления услуг по перевозке сделан без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а также без оценки доказательств по делу в их совокупности. Поэтому судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2010 г. по делу № А45-9874/2009).