Транспортировка в логистике снабжения

Одна из ключевых функций в логистике снабжения транспортировка, которая выполняется и в других функциональных областях, таких как логистика производства, при внутризаводском перемещении сырья, комплектующих, заготовок между цехами предприятия, и логистика распределения – при доставке продукции по цепи поставок в точки конечного потребления (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Цепочка формирования стоимости приобретаемых товаров

Известно, что стоимость перевозки в пересчете на единицу транспортируемого груза убывает при увеличении партии отправки (размера заказа). Это означает, что с точки зрения экономичности наиболее интересным представляется тот вид транспорта, который обладает большей провозной способностью и грузоподъемностью подвижного состава. Например, железнодорожный транспорт в сравнении с автомобильным. Стоит иметь в виду, что при перевозках одним и тем же видом транспорта минимальные затраты в пересчете на единицу перевозимого груза соответствуют максимальному использованию грузовместимости (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Зависимость затрат на транспортировку единицы запаса от размера партии отправки

При решении задач по планированию закупочной деятельности в целях сокращения транспортных затрат в себестоимости единицы товара часто используют модели транспортной задачи и задач маршрутизации. Критерием оптимизации в транспортной задаче могут выступать минимум транспортной работы, затраты времени или стоимость перевозки. Для решения такой задачи широко применяется распределительный метод, который имеет несколько разновидностей, отличающихся в основном способом выявления оптимального решения.

Пример

Предприятие комплектует кабельно-проводниковой продукцией несколько строительных объектов, находящихся в разных регионах страны, работая с непосредственными заводами-изго- товителями. Необходимо оптимизировать затраты на закупку и транспортировку продукции, поставляемую железнодорожным транспортом (табл. 4.21–4.23).

Таблица 4.21

Предложения производителей (поставщиков) кабельно- проводниковой продукции[1]

№ п/п

Поставщик

Железнодорожная станция отгрузки

Отпускная цена[2], тыс. руб/км

1

Уралкабель

Свердловск-Товарный, Свердловск

3,70

2

Подольсккабель

Подольск, Москва

3,90

3

Камкабель

Пермь I, Свердловск

3,85

4

Севкабель

СПб.-Сорт.-Москва, Окт.

3,80

5

Электрокабель

Кольчугино, Сев.

3,75

Таблица 4.22

Потребности строительных объектов

№ п/п

Получатель

Железнодорожная станция назначения

Объем потребления, км

1

Строительный объект № 1

Ручьи, Окт.

240

2

Строительный объект № 2

Братск, ВСЖД.

150

3

Строительный объект № 3

Тольятти, Кбш.

240

4

Строительный объект № 4

Сыктывкар, Сев.

280

5

Строительный объект № 5

Мурманск, Окт.

200

Таблица 4.23

Провозная плата, тыс. руб/т[3]

Поставщик / Получатель

"Урал- кабель"

"Подольск- кабель"

"Камка- бель"

"Севка- бель"

"Электрокабель"

Объект № 1

2,73

1,50

1,98

0,35

1,41

Объект № 2

3,64

4,41

3,21

4,66

4,41

Объект № 3

1,88

1,41

1,53

2,15

1,48

Объект № 4

1,82

1,75

1,50

1,75

1,62

Объект № 5

2,87

2,22

2,61

1,71

2,15

Допустим, служба снабжения выбирает поставщиков кабеля исходя из минимальных ценовых предложений, тогда суммарные затраты на поставки по каждому строительному объекту можно рассчитать но следующей схеме, например, для строительного объекта № 1, при организации поставок от поставщика "Уралкабель" (результаты – в табл. 4.24):

3,7 тыс. руб/км • 240 км + 2,73 тыс. руб/км • 0,177 т • 240 км = 1004,0 тыс. руб.,

где 3,7 тыс. руб/км – отпускная цена поставщика ("Уралкабель"); 240 км – потребность в кабельно-проводниковой продукции на объекте № 1; 2,73 тыс. руб/т – стоимость доставки кабеля от поставщика ("Уралкабель") на объект № 1; 2,73 тыс. руб/т • 0,177 т – перевод стоимости перевозки кабеля из гыс. руб/т в тыс. руб/км.

Таблица 4.24

Затраты на поставку кабеля исходя из минимальной цены предложения, тыс. руб.

Получатель

Стоимость закупки

Стоимость перевозки

Общая стоимость

Объект № 1

888,0

116,0

1004,0

Объект № 2

555,0

96,6

651,6

Объект № 3

888,0

79,9

967,9

Объект № 4

1036,0

90,2

1126,2

Объект № 5

740,0

101,6

841,6

Итого затрат

4107,0

484,3

4591,3

Теперь предположим, что выбор осуществлялся по критерию минимума суммарных затрат, формируемых из отпускной стоимости кабельно-проводниковой продукции у поставщиков и транспортно-заготовительных расходов. Таким образом, выберем наилучшую форму организации хозяйственных связей, при которой каждому поставщику назначаются свои потребители так, чтобы общие расходы на закупку и транспортировку были минимальны (табл. 4.25).

Таблица 4.25

Общие затраты на закупку и доставку кабеля по объектам, тыс. руб.

Поставщик / Получатель

"Уралкабель"

"Подольск- кабель"

"Камка- бель"

"Севка- бель"

"Электрокабель"

Объект № 1

1004,0

999,7

1 008,1

926,9

959,9

Объект № 2

651,6

702,1

662,7

693,7

679,6

Объект № 3

967,9

995,9

989,0

1003,3

962,9

Объект № 4

1126,2

1178,7

1152,3

1150,7

1130,3

Объект № 5

841,6

858,6

862,4

820,5

826,1

Из таблицы видно, что для строительных объектов № 1 и 5 экономически целесообразно организовать поставки от поставщика "Севкабель", для строительных объектов № 2 и 4 – от поставщика "У рал кабель", а для строительного объекта № 3 – от поставщика "Электрокабель". Сравним результаты выбора поставщика исходя из минимальной цены предложения и варианта с минимальными общими затратами на закупку и перевозку кабельно-проводниковой продукции (табл. 4.26).

Таблица 4.26

Сравнительные показатели вариантов организации поставок

Расходы по видам, тыс. руб.

Варианты организации поставок

Экономия (-) / потери (+) по видам, тыс. руб.

по минимальной отпускной цене (табл. 4.24)

по минимальным суммарным затратам (табл. 4.25)

Закупочные

4107,0

4163,0

+56,0

Транспортные

484,3

325,1

-159,2

В целом

4591,3

4488,1

-103,2

Таким образом, при организации поставок кабельно-проводниковой продукции и ориентации на минимум суммарных затрат достигается общая экономия в размере 103,2 тыс. руб. по всем строительным объектам (экономия на транспортировке превышает потери предприятия на закупочной стоимости).

Зоны раздела ответственности и перехода права собственности

В зависимости от достигнутых договоренностей на этапе согласования условий договора между сторонами можно выделить следующие варианты организации поставок.

1. Доставка входит в обязанности поставщика, транспортно-заготовительные (транспортные) расходы включены в отпускную цену товара (или выделены отдельной строкой в счете). Право собственности на товар переходит после его доставки и приемки на складе покупателя.

2. Доставку товара осуществляет покупатель своими силами и за свой счет, посредством собственного парка транспортных средств. Право собственности на товар переходит после его приемки на складе поставщика, а транспортные расходы будут относиться на себестоимость косвенным способом.

3. Доставку осуществляет привлекаемая сторонняя организация (контрактный перевозчик или экспедитор). Право собственности на товар переходит на складе поставщика или потребителя (в зависимости от условий договора), однако риски случайной гибели или повреждения товара при перевозке относятся на счет перевозчика. В данном случае транспортные расходы включаются в себестоимость приобретаемых товаров прямым способом.

Таким образом, можно сформулировать основные варианты франко-цены закупаемых запасов:

франка-склад поставщика – все расходы на доставку берет на себя покупатель;

франко-вагон, станция отправления – расходы на доставку до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

франко-вагон, станция назначения – расходы на доставку до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

франко-склад покупателя – все расходы на доставку берет на себя поставщик.

Законодательство различает понятия "передача товара" и "переход права собственности", в обиходе часто употребляемые как синонимы, по в большинстве случаев совпадающие по времени. Однако если право собственности подлежит государственной регистрации, то эти понятия могут отстоять друг от друга по времени, которое необходимо для осуществления регистрации. Применительно к снабжению это может быть приобретение объектов логистической инфраструктуры, которые относятся к категории недвижимого имущества (например, складские здания). Тогда фактическая передача объекта приобретателю будет предшествовать моменту перехода права собственности.

Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что переход нрава собственности па товар происходит после оплаты его покупателем несмотря на то, что фактически передача товара уже имела место. Такая ситуация создает дополнительные гарантии обеим сторонам договора. Покупатель получает товар в свое распоряжение, уменьшая риск несвоевременного исполнения поставщиком своих обязательств по поставке, но, не обладая правом собственности, не имеет права отчуждать товар от своего имени. Поставщик, со своей стороны, имеет возможность истребовать товар из чужого незаконного владения, например при срыве сроков оплаты потребителем.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке или передаче товара покупателю в месте его нахождения, обязанности продавца но передаче считаются исполненными в момент сдачи товара перевозчику.