Лекция 18. Трансперсональная психология. Измененное сознание

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология, по словам А. Маслоу, представляют собой "три силы" в психологии. На роль "четвертой силы" претендует появившаяся в 1970-е гг. трансперсональная психология ("психология за пределами личности"), ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования и рамках первых "трех сил". В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется "мистическими переживаниями", "космическим сознанием" и т.п., т.е., формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Они возникают на фоне обычных состояний сознания (бодрствование, сновидение, глубокий сон). Особым состоянием сознания признается гипноз. Способы достижения "измененного сознания" — ЛСД, алкоголь, наркотики, галлюциногены, психоделики, сенсорная изоляция, холотронное дыхание, голодание, медитация, молитва, физические упражнения (камлание шаманов, "крутящиеся дервиши"), многолюдные эстрадные действа.

Лидером трансперсональной психологии является американский психиатр чешского происхождения Стэн (Станислав) Гроф (род. в 1931).

С 1973 по 1987 г. Гроф являлся сотрудником Эсалендского института в Калифорнии. В этот период, после запрета Всемирной Организацией Здравоохранения применения ЛСД в медицине, вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного (ведущего к целостности) дыхания, вызывающего галлюцинации, — уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста, именуемый также ребёфингом (возрождение), что имеет и прямой смысл (в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения), и символический (духовное воскресение). При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и "отключения" сознания под воздействием специальной музыки (в связи с этим нередко говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества).

Согласно взглядам представителей рассматриваемого направления психологии проживание моментов рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Процедура организации групповых занятий представляет собой синтез магических обрядов, медитационных техник йоги, психологических эффектов, разработанных австрийским врачом Францем Антоном Месмером (1734— 1815), а также современных способов расслабления (релаксации).

На основе идей трансперсональной психологии в 1975 г. Джимом Леонардом и Филом Лаутом был создан метод Вивейшн (Vivaäon), в основе которого лежит непрерывное связное дыхание, имеющее аналоги в пранаяме, в цигун, в ритуалах африканских шаманов.

В психологической картине Вивейшн представлено оби-лис идей психоаналитического направления, гештальтпсихологии, экзистенциальной и, конечно же, трансперсональной психологии.

Философский слой Вивейшн синтезирован различными идеями буддизма, индуизма, даоизма, древнеегипетской и тибетской традиций, суфизма (мистического течения ислама, имеющего персидские корни), христианской мифологии, танатологии (науке о смерти), новейших направлений гносеологии.

В 1960-х гг. американские психологи пришли к выводу: тот опыт, который ребенок получает в период своего внутриутробного развития, при родах и в первые годы жизни, оказывает определяющее влияние на формирование его мировосприятия и весь его последующий жизненный путь, определяя даже его последнюю болезнь. Этот опыт был обозначен как "родовая травма", или "травма рождения".

С точки зрения последователей Вивейшн в современных условиях рождение человека становится одним из самых больших стрессов в его жизни. Если раньше, когда женщины рожали дома, в окружении родных и близких, ребенок рождался в атмосфере любви, то в современных роддомах рождающийся ребенок — лишь один из тысяч подобных, и врачи не утруждают себя тем, чтобы окружить его любовью. И ребенок "знает" это.

Во время своего развития плод вступает в отношения с окружающим его миром опосредствованно, через мать, которая в этот период его жизни представляет с ним единое психосоматическое целое. Мать — это первая земная Вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

"Запоминая" ощущения матери, ребенок все "знает": как он был зачат — случайно или это "плод любви "; хотели его и ожидали с нетерпением или старались от него избавиться, изгоняли, а, не изгнав, примирились; как складывались отношения его отца с матерью во время ее беременности; каковы отношения матери с другими членами семьи, с родственниками, с ее окружением и с обществом. Нарушение гармонии во всех этих многогранных отношениях оказывает губительное травмирующее воздействие на психику плода.

Сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности, может быть причиной страдания взрослых. Но есть и чисто физиологические причины стрессов в пренатальный период. Даже при родах без патологии их природа сегодня такова, что психика ребенка подвергается жесточайшим испытаниям. Назовем лишь некоторые из них.

Если в первый период беременности условия для развития ребенка оптимальны, включая безопасность, защиту, подходящее окружение и непрерывное удовлетворение всех потребностей, а ребенок и мать составляют симбиозный союз, то с наступлением схваток безмятежное внутриутробное существование, в нормальных условиях близкое к идеалу, подходит к концу. В этой фазе маточные сокращения сжимают плод, но шейка матки еще закрыта и пути наружу нет.

Это создает ситуацию полной неопределенности, безысходности и угрозы для ребенка. Мать и ребенок становятся источником дискомфортных ощущений и боли друг для друга — вступают в биологический антагонизм и конфликт.

С отходом околоплодных вод на плод, пребывавший в биологически комфортном состоянии, близком к невесомости, обрушиваются перегрузки, вызванные земным притяжением. Этот гравитационный удар неизбежно приводит к гибели части мозговых клеток ребенка.

Плод начинает продвижение, однако родовые пути матери — существа, зачавшего и вскормившего его — преграждают ему выход к новой жизни, что воспринимается плодом как раздвоение целого, слитно. Можно только догадываться о том, какие психические комплексы берут начало в этой травмирующей ситуации...

Затем следует термический удар: из комфортной и привычной температуры околоплодной жидкости ребенок попадает в воздушную среду с температурой как минимум на 10—15° ниже.

Когда же ребенок, наконец, появляется на свет, перс-резание пуповины не только лишает его примерно 30% его крови, оставшейся в еще пульсирующей плаценте, но и того единственного, привычного образа жизни, дыхания и питания, которые он знал. Ситуация отделения ребенка от матери при рождении неминуемо порождает у него страх, который может рассматриваться как прообраз будущего страха перед смертью. Ничего подобного в его жизни уже никогда не случится.

Затем новорожденного малыша отрывают от матери этого единственного оставшегося для него источника любви и света, — хватают за ноги, переворачивают, шлепают, куда-то уносят. У ребенка возникает ощущение, что он покинут и одинок... Ребенок воспринимает окружающий его мир как противостоящий и враждебный ему.

Возникла идея освободить человека от гнета родовой травмы, снять ее последствия путем "перезаписи" самой травмирующей ситуации, помочь человеку как бы родиться заново и уже с позиций взрослого человека, пройдя еще раз через свое рождение, по-новому его оценить и осмыслить.

Оказалось, однако, что в Вивейшн человек снимает не только родовой стресс, но и другие стрессы, испытанные им в жизни, освобождая и расчищая собственное сознание.